Бьорн Борг – отец теннисного стиля

ATP Бьорн Борг

Почему великого шведа знают даже те, кому кажется, что не знает.

Участие легендарных Джона Макинроя и Бьорна Борга в первом Кубке Лэйвера в нынешнем околотеннисном контексте оказалось очень кстати. Во-первых, в прокат как раз вышел многообещающий фильм «Борг/Макинрой» (любопытно, что в Швеции – просто «Борг»), а во-вторых, в рамках мирового месяца моды марка, носящая имя Борга, в Стокгольме представила коллекцию-трибьют его знаковому теннисному стилю.

61-летнего Борга, в Праге ставшего героем, пожалуй, лучшей фотографии турнира, принято считать первой селебрити от тенниса и человеком, изменившим как внешний облик теннисиста, так и представление о звездной мощи профессии.

В 20 лет Борг – на тот момент выигравший еще только три из 11 своих «Шлемов», – был, по выражению репортера Associated Press, «ходячим, говорящим и размахивающим ракеткой конгломератом». В конце 70-х – еще до того, как рекламные доходы спортсменов стали исчисляться миллионами, – он был лицом производителя ракеток Bancroft (позднее – Donnay), обувщика Tretorn (позднее – Diadora), пивоваров Tuborg, авиалиний SAS, автомобилей Saab. Но самым важным, конечно, стало сотрудничество Борга с итальянской маркой Fila, начавшееся в 1975-м.

Дизайнер Fila Пьер Луиджи Роландо создал для Борга коллекцию, ставшую его визитной карточкой и в истории тенниса занявшую примерно то же революционное место, что диоровский new look – в истории моды. Его поло в тонкую полоску, цветные повязка на голову и напульсники, куртка Settanta Mk1 и украшения из гавайских ракушек оставили в теннисе не меньший след, чем три его дубля «Ролан Гаррос»-«Уимблдон». «Теннис тогда был еще очень чопорным спортом, а Борг привнес в него стиль диско, что по тем временам выглядело очень радикально», – оценил модный вклад шведа стилист Том Гиннесс.

Фирменный образ Борга прочно отпечатался в массовом сознании и сотни раз воспроизводился фэшн-моделями, спортсменами и обычными людьми (иногда – даже в качестве костюма на Хэллоуин). На eBay по-прежнему популярны патчи с логотипом Fila, совмещенным с монограммой Bj. Сама Fila неустанно перерабатывает собственное наследние в линиях с говорящими названиями Heritage, Vintage и Legend, а повальная мода на ретро и спортивный шик обеспечила марку коллаборациями с Гошей Рубчинским и Urban Outfitters (последняя, правда, баскетбольная).

В этом году стиль Открытого чемпионата США украл модный авторитет Фаррелл Уильямс и его коллекция для adidas. Из всех игроков, представлявших коллекцию, в эксклюзивном наряде играл только Саша Зверев, которого победы в Вашингтоне и Монреале сделали одним из фаворитов Нью-Йорка (хоть и ненадолго). Так вот образ Зверева был очевидной отсылкой – правильно – к каноническому луку Борга.

Борг же стал прообразом Ричи из «Семейки Тененбаум» – одной из главных работ волшебника Уэса Андерсона, в прошлом году вошедшей в число ста лучших фильмов XXI века по версии BBC.

Стилист фильма Карен Пэтч, получившая за свою работу награду Гильдии костюмеров, рассказывает: «Когда Уэс описывал мне Ричи, он сказал, что персонаж основан на Бьорне, который выделялся среди теннисистов своего времени тем, что играл в форме разных цветовых и графических решений. Теннисная мода изменилась, следуя за ним».

Модное влияние Борга вышло даже за пределы его спорта – он считается ответственным за эстетику не кого иного, как британских футбольных фанатов. «Представители этой субкультуры были рабочим классом и в знак протеста против окружавшей их действительности одевались как европейские плейбои. Куртка Fila Bj (на фото ниже) и кроссовки Diadora Borg Elite были важнейшими элементами их униформы», – рассказал Гиннесс.

Жаль только, что на Кубке Лэйвера на поло Борга не навели тот патч с eBay.

Фото: REUTERS/David W Cerny, Geoff Burke-USA TODAY Sports; Gettyimages.ru/Fox Photos, Allsport UK, Express/Hulton Archive, Evening Standard

Источник: http://www.sports.ru/

Оставить ответ