Человек, который поднял подлодку «Курск». Чем известен владелец «Утрехта»

Лига Европы Утрехт высшая лига Голландия

Встреча «Зенита» в Лиге Европе с голландским «Утрехтом» напомнила о важной истории, которую нельзя забывать. 

Владелец «Утрехта» и подлодка «Курск»

В конце 90-х Франс ван Земерен еще не был владельцем «Утрехта», но уже был связан с футболом в России. Его холдинг Van Seumeren (крановые работы, подъем и транспортировка тяжелых грузов) занимался монтажом крыши «Лужников». Но во всем мире глава голландской компании стал известен после трагедии с подлодкой «Курск» в августе 2000-го. К 2001 году она оставалась на дне Баренцева моря на глубине 108 метров, и не было гарантий, что ее поднимут. Во-первых, грузы таких габаритов (длина подлодки – 154 м, водоизмещение – 14 700 т) с такой глубины еще никогда не поднимали. Во-вторых, это было очень рискованно: на подлодке оставались два ядерных реактора и часть невзорвавшихся торпед. Ограничен был и срок работ: поднять «Курск» нужно было за 4 месяца, пока погодные условия позволяли вести работы на месте катастрофы. В итоге этот проект доверили компании ван Земерена Mammoet.

«Мы использовали гидродомкрат, а наши конкуренты собирались использовать кран. Но крановый метод не мог решить всех проблем, а кроме того, практически не имел запаса по грузоподъемности. И безопасность в этом случае была бы снижена, поскольку вся система замыкалась лишь на один трос. Если бы он порвался, произошла бы катастрофа. Главное же – крановый метод не гарантировал успешный отрыв лодки от грунта. Была опасность, что трос спружинит и произойдет обратный удар о дно. Требовалась система компенсаторов», – рассказывал генеральный представитель Mammoet в России Вячеслав Захаров.

Изначально голландцы хотели поднимать «Курск» не грузозахватами, а с помощью  «полотенец», которые планировали завести под днище лодки. Но после консультации с ЦКБ «Рубин», проектировавшим подлодку, стало ясно, что поднимать ее надо не снизу, а сверху. Для подъема использовалась специальная баржа Giant 4, на ней были установлены двадцать шесть домкратов, такое же количество отверстий было проделано в подлодке, после чего тросами ее оторвали от грунта и подтянули к барже. Mammoet в этом проекте помогла еще одна голландская компания Smit International – она разработала технологический проект отделения первого отсека и придумала, как отбуксировать лодку в док. 

23 октября 2001 года все работы завершились, «Курск» был доставлен в Мурманск. На подлодке нашли 115 подводников, после чего их похоронили. Участников операции по подъему «Курска», включая Франца ван Земерена (Mammoet) и Нико Байса (Smit International) наградил в Кремле президент России Владимир Путин. 

Чем еще известен ван Земерен?

Франц ван Земерен приобрел 51% акций «Утрехта» в 2008 году за 16 млн евро. К тому моменту он был во второй сотне богатейших людей Голландии – после продажи компании Mammoet на его счетах было 120 млн евро. При ван Земерене, вложившем в клуб еще 30 млн евро в первые три года, «Утрехт» пока не выигрывал трофеев, но доходил до финала Кубка Голландии, а в прошлом сезоне стал 4-м в чемпионате и через специальный плей-офф выиграл путевку в Лиге Европы. Вот какую радость это доставило владельцу команды.

Франц ван Земерен трижды участвовал в Elfstedentocht – знаменитом конькобежном ультрамарафоне в Голландии (дистанция около 200 км). В 2004-м он вместе с женой прошел пешком от своего дома в Утрехте до Афин в честь Олимпиады в Греции. Позднее Франц проехал на велосипеде от Берлина до Санкт-Петербурга. Сам ван Земерен вполне мог бы работать бизнес-тренером или наставником. Его самые известные фразы:

«Я знаю многих людей, которые совершенно здоровы, но внутри они умирают или уже мертвы».

«В молодости я никогда не мечтал о том, что разбогатею. Я просто хотел быть лучшим во всем, что я делал. Я мечтал о том, чтобы стать человеком, который будет лучше всех в чем-то. И когда это случилось – бам! – внезапно оказалось, что я богат».

«Когда я согласился участвовать в операции по подъему «Курска», я доверял интуиции, но полагался при этом на свой опыт. Я очень горд этим проектом. Правда в том, что у всех остальных не было смелости взяться за это дело. Все боялись потерпеть неудачу – а неудача такого масштаба поставила бы клеймо на компании навсегда».  

«Курск» – вечная память». Баннер фанатов «Зенита»

В материале использованы цитаты с сайта Грани.ру, Gazeta Sporturilor.

Фото: twitter.com/SVFCUtrecht; Gettyimages.ru/Oleg Nikishin; REUTERS/Alexander Natruskin

Источник: http://www.sports.ru/

Оставить ответ