«Мерседес» продал контроль над командой «Ф-1», но сохранил бренд в Гран-при и ключевого босса. А контракта с Хэмилтоном все нет

Мерседес Формула-1 Льюис Хэмилтон деньги Тото Вольфф объясняем бизнес Валттери Боттас Авто

Заработали на сделке до $280 млн.

В «Формуле-1» есть железная примета грядущих больших новостей: если какой-то инсайд очень настойчиво и долго опровергают все заинтересованные (по рассказам журналистов) лица – то, скорее всего, переговоры между ними и правда идут. В очередной раз истинность приметы доказало заявление «Мерседеса», опубликованное в 18 декабря в самый разгар ожиданий подтверждения контракта Серхио Переса и «Ред Булл».

Прогнозы бывшего владельца команды «Ф-1» Эдди Джордана и еще одного неназванного источника, близкого к переговорам, оказались правдой: головной завод «Даймлер» продал контроль над командой сразу после завоевания седьмого подряд личного и конструкторского титулов.

Правда, не полностью: объем пакета акций концерна из Штургарта снизился с 60 до 33 процентов. Вторая треть ценных бумаг команды перешла британской компании Ineos – спонсору «Мерседеса» с 2020-го (трехлетнюю сделку оценивали в $150 миллионов за весь срок). Остальное досталось бессменному шефу спортивной организации Тото Вольффу – по сути он нарастил пакет с 30 до 33,3 процента.

Брендинг команды не изменится: она сохранит шильду и логотип «Мерседеса» вместе с заводским статусом и формальной поддержкой концерна. Самым серьезным изменением, скорее всего, станет переход от серебристого к черному в цветах ливреи на постоянной основе – ради лучшего соответствия корпоративному оформлению Ineos.

Теперь точно можно не ждать никаких резких движений вроде потенциального ухода из «Ф-1»: накануне Вольфф подписал Договор согласия на участие в Гран-при в ближайших пяти сезонах. И более того: раз теперь ни у кого из партнеров нет контрольного пакета акций, то никто и не сможет единолично принять настолько судьбоносные решения. Их просто заблокируют другие держатели ценных бумаг.

Да, теперь у владельца бренда «Мерседеса» больше нет власти по своему усмотрению направлять собственное творение в «Формуле-1». Сколько же «Даймлер» получил за такое?

Если верить октябрьскому инсайду, всю команду оценили в $1,2 миллиарда – следовательно, Ineos мог заплатить за свою долю около $400 миллионов. Судя по пропаже из списка акционеров умершего в 2019-м Ники Лауды, семье великого австрийца достались 120 миллионов – за его 10 процентов. Остальное (примерно 280 миллионов) как раз и ушло в «Даймлер».

Шефа сохранили на ближайшие три года. Он – ключ к хорошей атмосфере в команде и новой сделке с Хэмилтоном

Австрийский менеджер работает в «Мерседесе» с января 2013-го – именно с ним команда выиграла семь личных и конструкторских титулов подряд. До 2019-го Тото помогал в управлении Ники Лауда (на должности неисполнительного директора), но последние полтора года без легендарного трехкратного чемпиона «Ф-1» доказали: Вольфф способен вести организацию к титулам и единолично.

Задача сохранения австрийца выглядела весьма серьезной со стратегической точки зрения: именно Тото считается архитектором максимально дружественной и спокойной атмосферы в «Мерседесе» в последние четыре года. После ухода Нико Росберга менеджер подписал Валттери Боттаса и создал зону максимального комфорта для прогресса Льюиса Хэмлитона – в ответ №44 каждый год делал шаг вперед в пилотаже и стабильности и добрался до титула одного из сильнейших гонщиков в истории. Хоть оно по большей части и опирается на бесконфликтность и терпение финского напарника.

Отношение «Мерседеса» к гонщикам – чистое лицемерие: лишь Хэмилтону дают право на собственную стратегию. Даже когда лидирует Боттас

В 2020-м вероятность ухода Вольффа казалась высокой: инсайдеры регулярно передавали новости о переговорах Тото с его другом Лоренсом Строллом, купившем команду «Рейсинг Пойнт» и автопроизводителя «Астон Мартин». По слухам, канадский миллиардер звал австрийца в директоры всей компании – с прицелом на прокачку бизнеса английской марки и строительства нового чемпиона «Формулы-1». Интерес Тото (по предположениям источников инсайдов) заключался в желании войти в историю и освободиться от излишнего контроля «Даймлера» – регулярные вмешательства СЕО концерна Олы Каллениуса здорово раздражали австрийца. Серьезным индикатором возможного перехода называли приобретение нескольких процентов акций «Астон Мартин» – Тото вложил в компанию друга несколько миллионов долларов.

Команда без побед заманивает босса непобедимого «Мерседеса»

В итоге Вольфф явно добился своего: завод больше не имеет решающего голоса в вопросах управления команды, да и доля самого менеджера увеличилась до паритетной с другими партнерами. Причем, судя по всему, 3 процента акций выглядят бонусом за семь титулов и отказ от трансфера к конкурентам – вряд ли Тото за них платил.

Теперь перед бессменным шефом «Мерседеса» стоит важнейшая задача – заключить контракт с Льюисом Хэмилтоном. Но, судя по всему, вряд ли со сделкой в реальности возникнут сложности: чемпион, похоже, ждал разрешения переговоров о продаже команды ради понимания возможностей новых владельцев и собственных перспектив на ближайшие два-три года. Также его точно волновали и возможные перестановки в руководстве – вдруг новый босс оценил бы скорее заслуги инженерного штаба «Мерседеса» (вместо вклада Льюиса) и нанял бы более сильного пилота вместо удобного Боттаса.

Теперь же неопределенность разрешена, дело сделано – и грядущему перезаключению контракта точно ничего не угрожает.

«Мы всегда отдавали приоритет тому, чтобы сначала закончить чемпионат, не отвлекаясь на сложные обсуждения – а переговоры всегда получаются именно такими. А потом ударил ковид. Это немного нас задержало, но не обеспокоены и уверены, что со временем вопрос будет решен. Контракт подпишем точно до начала предсезонных тестов», – пообещал после объявления о продаже Тото Вольфф. И сомнений в его прогнозе нет никаких.

«Даймлер» – главный победитель сделки: сократил инвестиции, получил деньги, сохранил маркетинговую отдачу

Как мы писали в октябре, момент завоевания седьмого титула «Формулы-1» виделся лучшим для сделки о продаже «Мерседеса» – как раз на пике медиаславы, цитируемости и силы организации. Оставлять переговоры до следующего сезона было слишком рискованно: вдруг «Ред Булл» все-таки достал бы семикратных чемпионов и прервал их доминирование.

Вместе с тем маркетинговый вклад от бесконечных побед и титулов давно посчитан: еще перед стартом сезона-2020 «Даймлер» оценил его в 5 миллиардов долларов с 2010 года. Если сумма кажется вам завышенной, то сравните с альтернативной историей: СЕО польской нефтяной компании «Орлен» Даниэль Обайтек только за один год титульного спонсорства (даже не брендинга!) команды-аутсайдера «Альфа Ромео» без постоянных финишей в топ-10 и собственного боевого пилота насчитал маркетингового эффекта на 110 миллионов. Естественно, отдача от семи титулов окажется выше.

Меж тем инвестиции концерна из Штутгарта постоянно сокращались: если в 2019-м вложения в команду составили $40 миллионов (по данным немецкого издания AMuS), то в 2020-м «Даймлер» не перевел «Мерседесу» ни цента. Его вклад как раз и закрыли спонсорским контрактом с Ineos.

В будущем году в «Формуле-1» вводят потолок бюджетов в 145 миллионов – скорее всего, с учетом всех исключений для семикратных чемпионов он составит около 250 миллионов (из-за одной только зарплаты Хэмилтона в 50 миллионов). И расходы все равно окажутся меньше нынешних: в 2019-м, например, «Мерседес» потратил 425 миллионов.

Все деньги «Формулы-1»: главные команды тратят по $400 миллионов в год, но прибыли не добивается никто

Выходит, уже в ближайшее время команда может выйти даже в прибыль – но вне зависимости от ее финансовых дел «Даймлер» сохранит маркетинговый эффект и площадку для обкатки новых технологий. При этом получив со сделки 280 миллионов и минимизировав дальнейшие затраты!

«Мы по-прежнему твердо намерены поддерживать проект в «Формуле-1», а предстоящее появление в чемпионате ограничения бюджетов наряду с новой акционерной структурой лишь усиливает наши позиции, – описал ситуацию Каллениус. – С 2021 года сотрудничество командой с нашим подразделением AMG только усилится, а Тото Вольфф останется лидером организации в ближайшие годы, «Мерседес» в «Формуле-1» ждет светлое будущее, а «Ф-1» остается для нас тестовой зоной в экстремальных условиях».

«В среднесрочной перспективе мы хотим достичь безубыточности для всего гоночного подразделения, – уточнил Вольфф. – Возможно, для отдела моторов хорошей идеей станет развитие подобия франшизы».

Более того, из-за грядущего потолка бюджетов «Мерседес» уже запустил особое подразделение Applied Science – прикладной науки и инженерии (аналог инженерного отдела «Макларена», «Уильямса» и «Ред Булл» – они каждый год зарабатывают свыше сотни миллионов долларов). Туда как раз переведут тех инженеров и специалистов, кого команда не сможет удержать из-за сокращения расходов. Новая ветка сконцентрируется на разработке прорывных технологий в смежных областях вроде яхтостроения, конструирования сверхнавороченных велосипедов, исследования возможностей летающих машин или двигателей на водороде – и во всех этих сферах заключен интерес компании Ineos: у британского химического гиганта есть либо соответствующие команды, либо проекты, либо намерения проводить туда экспансию.

Так что вскорости мы вполне можем услышать о новых технологиях, пришедших в мир благодаря «Формуле-1» и силами соответствующих инженеров. Спасибо новому потолку бюджетов – введение лимита уже окупилось полностью.

Откровения шефа «Феррари»: пришел в «Ф-1», не зная деталей мотора, вспомнил фэйл на первых тестах Шумахера, объяснил наем Сайнса

В «Ф-1» пришел новый русский – Никита Мазепин. Сын миллиардера с собственной командой, победами в «Ф-2» и тестами в «Мерседесе»

История создания лучших моторов нынешней «Ф-1»: «Мерседес» сперва ошибся с числом цилиндров и не успевал собрать партию в срок

Фото: globallookpress.com/Federico Basile/Keystone Press Agency, Hoch Zwei/ZUMAPRESS.com, Sebastian Gollnow/dpa; Gettyimages.ru/Bryn Lennon, Matthias Hangst

Источник: http://www.sports.ru/

Оставить ответ