Мы прочитали диплом Пирло – и теперь точно знаем, как будет играть «Ювентус»

Хави серия А Италия Арриго Сакки Криштиану Роналду Эдин Джеко Пауло Дибала Андреа Пирло Леонардо Бонуччи Ювентус Футбол

В начале сентября Ренцо Уливьери, глава тренерской школы Коверчано, в интервью Corriere dello Sport обсуждал предстоящую защиту диплома Андреа Пирло. «Какую ошибку не нужно допускать? Начинать с фразы «мой футбол», – сказал Уливьери. – Тех, кто так говорит, я сразу отправляю на пересдачу! Не существует никакого «моего футбола». Есть только лучший вариант футбола, в который можно играть с футболистами, находящимися у тебя в распоряжении. Надолго остаются в футболе те тренеры, которые, пытаясь спасти команду от вылета из Серии С, не пытаются быть «Барселоной».

За шесть дней до дебютного официального матча с «Юве» Пирло сдал экзамены и защитил дипломную работу. Ее тема – «Футбол, который я хотел бы видеть». Начинается она так: «Главная идея моего футбола основана на…».

На пересдачу Андреа, правда, не отправили.

Когда «Ювентус» назначил Пирло, мы предположили, каким тренером он может быть. Теперь в открытом доступе появилась дипломная работа Андреа – из нее узнаем больше о его идеях.

Пирло вдохновляется «Барселоной» Кроиффа и Гвардиолы, «Аяксом» Ван Гала, «Миланом» Анчелотти и «Ювентусом» Конте

Во вступлении Андреа рассказывает о базовых принципах своего видения. Его команда должна владеть мячом, инициативой и играть на атаку.

«Я хочу, чтобы команда играла в тотальный коллективный футбол, чтобы 11 игроков участвовали и в атакующих, и в оборонительных действиях. Коллектив очень важен, но с его помощью должны развиваться индивидуальные качества игроков», – Пирло, по сути, цитирует Арриго Сакки, говоря о коллективе. «Два ключевых принципа моей игры связаны с мячом: мы хотим и должны контролировать его как можно больше, а когда теряем – сразу отбирать», – добавляет Андреа. Неожиданно, правда?

«В современном футболе функции игровой схемы изменились. Она дает представление о статическом расположении игроков, но на самом деле важно, как все происходит в динамике. В двух фазах игры расположение футболистов и их функции меняются. Поэтому нам нужны техничные динамичные игроки, которые смогут адаптироваться к быстро меняющемуся контексту матча», – подчеркивает Пирло.

«Главная задача – определение и создание идеального контекста (тактика, техника, физика, психология) для того, чтобы игроки могли максимально проявить себя. Мои идеи футбола вдохновлены командами и тренерами, которых я обожал как болельщик, с которыми работал лично и против которых играл: «Барселоной» Кроиффа и Гвардиолы, «Аяксом» Ван Гала, «Миланом» Анчелотти и «Ювентусом» Конте.

Характеристики игроков: вратарь начинает атаки, центральные полузащитники должны быть техничными

Отдельный раздел Пирло посвятил характеристикам игроков на определенных позициях. «Значение роли в современном футболе изменилось. Каждый игрок выполняет различные функции, его качества должны соответствовать задачам, которые перед ним ставятся», – поясняет тренер «Ювентуса».

Вратарь. Должен не только защищать ворота, но и пространство перед ними. Это очень важно, когда команда играет с высокой и агрессивной защитой. Во время владения вратарь – игрок, который помогает строить атаку, он должен принимать наиболее эффективные решения и обладать хорошим пасом.

Войцеху Шченсны, похоже, придется дальше перестраиваться – Маурицио Сарри был недоволен тем, как вратарь играет ногами. Среди голкиперов, которые провели больше половины матчей в прошлом чемпионате, Шченсны – восьмой по количеству коротких передач в среднем за 90 минут (13.5). 

Центральный защитник. По мнению Пирло, функции вратаря и центрбека за последние 30 лет изменились больше всего. Теперь центральный защитник  не персональный опекун нападающего-соперника, он контролирует зону. Необходимо уметь переключаться между персональной и зональной опекой. При владении центрбек становится реджистой, участвует в организации атаки, находя свободного партнера впереди. «Количество ключевых передач (пасов, которые разбивают линию прессинга) от центральных защитников приближается к числу аналогичных пасов от центральных полузащитников», – пишет Андреа.

У «Ювентуса» есть Леонардо Бонуччи – лучший игрок команды по продвижению мяча через пас. Кьеллини лишь немного уступал Лео по этому показателю в сезоне-2018/19, когда играл постоянно. Среди остальных центральных защитников лучший по статистике – Даниэле Ругани, а вот Маттейс Ди Лигт продвигает мяч почти в два раза хуже, чем Бонуччи.

Фланговые защитники. Это очень гибкая роль, ее могут выполнять игроки с очень разными характеристиками. Атакующий фланговый защитник гарантирует ширину в атаке, фланговый защитник, который больше заточен на оборону, становится третьим центрбеком, техничный и тактически обученный игрок в фазе владения может считаться полузащитником. Очень выросла роль фланговых защитников в начале атаки – иногда их можно считать реджистами.

Все фланговые защитники «Ювентуса», которые сейчас в составе – Куадрадо, Данило, Алекс Сандро и Пеллегрини (Де Шильо, скорее всего, уйдет) – в большей степени подходят к первой категории. Куадрадо и Алекс Сандро в прошлом сезоне были в первой пятерке по числу касаний на атакующей трети поля и в тройке по продвижению с помощью контроля мяча. Но бразильца Пирло, судя по всему, видит и третьим центральным.

Центральные полузащитники. Футбол последних 20 лет, с «Миланом» Анчелотти, «Барселоной» Гвардиолы, «Реалом» Зидана, показал, что очень важными стали полузащитники с техникой. В 90-х на этой позиции использовали физически мощных игроков, но теперь в центре поля требуются исполнители с видением игры. Также они должны быть мобильными и участвовать в контрпрессинге при потере мяча.

У Родриго Бентанкура и Адриана Рабьо лучшие в команде показатели прессинга, Уэстон Маккенни был вторым по этому показателю в «Шальке». Бентанкур в прошлом чемпионате стал пятым по пасам под удар (1.84 за 90 минут, после Дугласа Косты, Дибалы, Пьянича и Бернардески), похожие показатели у Рэмзи (1.54), но у всех остальных центральных полузащитников они ниже единицы.

Фланговые полузащитники. На флангах можно использовать игроков разного плана. В зависимости от их характеристик ставятся задачи: создавать ширину, играть один в один, смещаться в центр. Также очень важно умение контрпрессинга, как и для всех игроков атакующей группы.

На флангах у Пирло очень много вариантов: Роналду, Дибала, Кулусевски, Бернардески, Дуглас Коста, Куадрадо, Алекс Сандро, Данило. Коста и Дибала – лучшие в команде по дриблингу (4.16 и 2.68 успешных обводки за 90 минут) и действиям, приводящим к удару (5.72 и 6.22). Кулусевски в прошлом чемпионате был чуть хуже и в дриблинге (2.58), и в создании моментов (4.21), но в целом это цифры на уровне Роналду (1.75 и 4.41). Дибала (2.26), Алекс Сандро (1.77) и Куадрадо (1.76) – лучшие по количеству пасов в штрафную.

Нападающие. Пирло подчеркивает, что для него очень важна глубина атаки – нужно играть по последнему защитнику соперника. Это задача нападающих (хотя центральные полузащитники и фланговые полузащитники тоже должны подключаться). Также для нападающего важно взаимодействовать с партнерами, чтобы открывать пространство для их подключений.

Гонсало Игуаин не подошел Пирло и уже покинул «Ювентус». Место на острие атаки займет Эдин Джеко, который в прошлом чемпионате был лучше аргентинца и по результативности (0.5 голов за 90 минут против 0.39), и по ударам (3.94/3.64), и по пасам под удар (1.98/1.84).

Фаза атаки: построение от вратаря, «третий игрок», пять игроков в атаке при владении

Построение атаки. Команда Пирло начинает атаки через пас от своих ворот, проходя прессинг соперника через «третьего игрока». Этот термин подробно описывал Хави: 

«Невозможно обороняться против открывания третьего игрока. Сейчас объясню: представьте, что Пике хочет отдать мне мяч, но меня очень плотно опекают. Очевидно, что Пике не может отдать мне мяч. Что делаю я? Ухожу подальше от мяча, уводя за собой защитника. В этот же момент Месси опускается для получения мяча. Он становится вторым игроком в нашем розыгрыше. Пике – 1-й игрок, Месси – 2-й, я – 3-й.

Пике отдает на Месси, который возвращает ему мяч – и тут появляюсь я. Отлепляюсь от защитника, который повелся на ту перепасовку, Пике пасует мне. Я свободен. Если игрок, который играет против меня при обороне, смотрит на мяч, он не заметит, что я ушел от опеки, следовательно, я становлюсь 3-м игроком, а команда уже получает преимущество».

За счет розыгрыша через «третьего игрока», по словам Андреа, команде не нужно большое численное преимущество на своей половине поля – в такой ситуации больше игроков находятся за линией мяча. Очень важны действия вратаря – он максимально вовлечен в начало атаки, должен выходить за пределы штрафной и хорошо играть в пас.

«Важно действовать компактно и постепенно проходить линию прессинга соперника – без забросов вперед. Это позволяет не терять структуру построения команды и быть готовыми к контрпрессингу при потере мяча, – пишет Пирло. – Нужно хорошо атаковать, чтобы хорошо защищаться. Когда в зоне мяча много игроков, они сразу могут пойти в прессинг при ошибке».

Пирло отталкивается от идеи, что мяч всегда быстрее человека – преимущество его команды должно основываться на постоянном движении мяча («без спешки, но без пауз»), за счет которого создаются свободные зоны для продвижения вперед.

Главные принципы построения атак и футбола Пирло:

• создание ромба вокруг игрока с мячом: вне зависимости от роли игроки, которые находятся близко к нему, должны создавать ромб. Если игрока в вершине ромба плотно прессингуют, он уводит опекуна в сторону, а его место занимает другой игрок;

• создание и занятие свободных зон: свободные игроки ждут передачи за линией прессинга, а игроки под прессингом постоянно движутся, освобождая пространство;

• соблюдение правил: если игрок с мячом свободен, то партнеры движутся от него/освобождаются от опеки на подходах к штрафной/атакуют глубину. Если он под прессингом, то партнеры приближаются к нему, чтобы помочь и сохранить владение;

• очень важно соблюдать позиции: мяч идет к игроку, а не игрок к мячу.

Также важные моменты:

• если перед игроком с мячом свободная зона, то он идет вперед, пока ему не мешает соперник;

• нужно искать передачей партнера за линией прессинга соперника;

• отдавать пас тому, кого видишь;

• отдавать пас и сразу двигаться;

• играть преимущественно низом;

• пытаться играть по диагонали;

• искать «третьего игрока».

Развитие атаки. Есть три главных принципа:

• максимальная ширина;

• постоянный поиск обостряющей передачи;

• частые атаки глубины.

costruzione & coperture preventive – начало атаки и игроки за линией мяча

rifinitura – дословно «отделочные работы», подготовка обостряющей передаче

ampiezza – ширина profondità – глубина

Ширина. Один игрок должен постоянно находиться на фланге, чтобы обеспечивать атаке максимальную ширину. Это вынуждает фланговых защитников соперника делать выбор: или оставаться на фланге и освобождать зоны в центре, или смещаться в центр и рисковать упустить нашего флангового игрока.

Ширину обеспечивают игроки, которые привыкли играть как чистые вингеры: техничные, быстрые, умеющие обыграть соперника один в один.

Центральные нападающие и полузащитники знают, что на фланге всегда есть игрок. Команда держит мяч справа, а потом резко переводит налево и наоборот – постоянно меняет фланги, чтобы застать соперника врасплох.

Подготовка обостряющей передачи. Основная задача команды в фазе атаки – найти игрока, который сможет сделать обостряющий пас. Два полузащитника постоянно находятся перед штрафной, между линиями обороны и полузащиты соперника. К ним также присоединяются другие игроки.

Когда игрок свободен с мячом в этой зоне, то как минимум два игрока атакуют глубину.

Глубина. Нападающий и вингер (или центральный полузащитник) постоянно играют по последнему защитнику соперника.

Таким образом:

– растягивается оборона соперника, освобождается пространство перед штрафной;

– защитники соперника постоянно в напряжении;

– появляется возможность выйти на ударную позицию и забить.

Если нападающий отходит за пределы штрафной, глубину атакует фланговый игрок. Если нападающих два, то они делают это по очереди.

В фазе атаки 4-6 игроков должны располагаться по ширине поля и стараться занять все пять зон, вне зависимости от схемы.

Центральный нападающий атакует глубину, вингеры располагаются на флангах. Центральные полузащитники (медзалы) находятся перед штрафной, фланговые защитники смещаются в центр поля. Один центральный полузащитник опускается глубже, иногда становясь третьим центральным защитником.

Таким образом в фазе атаки команда располагается на поле по схеме 3-2-5 или 2-3-5.

Но это условное описание – например, в зависимости от характеристик фланговый защитник может создавать ширину, вингер смещаться в центр, а центральный полузащитник оставаться глубже.

Линию защиты соперника должны атаковать как минимум пять игроков, а часто и шесть-семь. Есть три основные ситуации:

– игрок перед штрафной ищет индивидуальное решение (игра в стенку, удар издали, обыгрыш один в один, сольный проход);

– игрок перед штрафной помогает атаковать глубину (рывок нападающего или вингера, подключение полузащитников);

– атака через фланг: обыгрыш один в один  и навес/прострел (делаем ставку на прострелы и передачи под удар в район 11-метровой отметки).

В завершении атаки в штрафной должно быть 3-4 игрока. Организация и структура игры крайне важны, чтобы доставить мяч в зону 30 метров от ворот. «В этой зоне разницу делают креативность и индивидуальный талант игроков», – считает Пирло.

Переход из обороны в атаку должен занимать 10-12 секунд, в среднем достаточно трех игроков и двух передач, чтобы выйти на удар.

Фаза защиты: контрпрессинг, высокий прессинг, выжидающая позиция на своей половине поля

Пирло выделяет две главные задачи в фазе защиты:

– не пропустить гол;

– при потере вернуть мяч как можно быстрее и как можно дальше от ворот.

Важно не только защищать ворота, но и лишать соперника мяча в опасных зонах. «Отбор на чужой половине поля крайне важен с точки зрения психологии – это лишает соперника уверенности в себе», – пишет Андреа.

Контрпрессинг. «Команда должна защищаться, двигаясь вперед. При потере игрок, который находится к мячу ближе всех, сразу же идет в контрпрессинг. Его основная задача – не отобрать мяч, а не дать свободное пространство сопернику и вынудить его ошибиться».

По словам Андреа, он с помощниками провел исследование, результаты которого показали, что топовые команды используют контрпрессинг 30-35 раз за матч с 70% эффективности. Средняя продолжительность успешного контрпрессинга – 5 секунд, в среднем в нем участвуют 2,5 игрока. Преимущественно это полузащитники, показатель топовых игроков составляет более 12 удачных попыток контрпрессинга за матч.

Высокий прессинг. Прессинг команда активно использует на чужой половине поля, заставляя соперника сместиться с мячом на фланг. Если мяч удается отобрать около штрафной соперника, то за 5-10 секунд нужно выйти на позицию для удара. Если не получается, то команда сохраняет владение и возвращается к базовой структуре размещения на поле.

По словам Пирло, топовые европейские команды идут в прессинг в среднем 45 раз за матч – на это уходит 12-14 минут. 60% таких действий приводят к отбору мяча.

Действия на своей половине поля. Когда соперник с мячом переходит центральную линию, команда должна максимально сократить количество свободных зон – за счет высокой линии защиты и помощи полузащитников.

«Часто отсутствие активного прессинга на своей половине поля путают с пассивностью, – пишет Пирло. – Но в современном футболе важна не только интенсивность действий, но и психологическая интенсивность. Она проявляется в постоянном стремлении завладеть мячом, вне зависимости от того, прессингуем мы или выжидаем».

Четыре защитника действуют синхронно, но должны принимать решения, отталкиваясь от действий соперника. Вратарь – часть линии обороны. Если защитники поднимаются к центру поля, участвуя в прессинге, то и вратарь выходит за пределы штрафной.

Важные моменты при обороне

– игра на опережение;

– центральный полузащитник опускается в линию защиты, помогая обороняться по всей ширине;

– необходимо избегать ситуаций, когда два защитника опекают одного соперника. В некоторых случаях возможна подстраховка, но второй защитник находится примерно в пяти метрах.

– когда мяч у соперника на фланге, команда защищается зонально. Игрок следит за соперниками в пределах своей зоны.

DC – центральный защитник TD – правый защитник TS – левый защитник CC – центральный полузащитник (центральный из трех) СS – центральный полузащитник (левый медзала)

***

«Я уверен, что атакующий качественный футбол может дать большое преимущество. Он улучшает атмосферу в команде, придает энтузиазм, вовлекает в процесс футболистов. Все это крайне важно для того, чтобы команда была успешной. Также я уверен, что такой стиль футбола повышает шансы на победу. Не всегда выигрывает команда, которая играет лучше, но на долгом временном отрезке есть прямая связь между стилем игры и результатами», – заканчивает дипломную работу Пирло.

Есть ли в идеях Пирло что-то неожиданное и новаторское? Точно нет. Соответствуют ли они взгляду на футбол лучших тренеров современности? Определенно да. Матч «Ювентуса» с «Сампдорией» в воскресенье становится еще интереснее – можно не просто смотреть на «Юве» Пирло, но и анализировать, насколько он соответствует идеальной команде Андреа.

Милик нужен «Ювентусу» больше, чем Суарес и Джеко. Пирло ставит 3-5-2 с очень агрессивной атакой
Каким тренером будет Пирло? Любит 4-3-3, восхищается Конте, называет разминки перед матчами мастурбацией

Фото: Gettyimages.ru/Tullio M. Puglia, Barrington Coombs, Valerio Pennicino; globallookpress.com/Panoramic/Keystone Press Agency, Marco Alpozzi/Lapresse, Riccardo Giordano/Keystone Press Agency, Marco Alpozzi/Lapresse

Источник: http://www.sports.ru/

Оставить ответ