Нищий «Браун» из 2009-го изменил облик «Ф-1» по-настоящему. Но о главной инновации постоянно забывают

ретро почитать техника Формула-1 Браун Авто

Дело не только в двойном диффузоре.

«Формула-1» в 2009-м подарила миру настоящую историю триумфа абсолютного андердога: проданная за 1 фунт команда с минимальным аутсайдерским бюджетом (в районе 60 миллионов – меньше, чем у большинства худших команд в последнее десятилетие) выиграла 8 Гран-при, сделала Дженсона Баттона чемпионом, завоевала Кубок конструкторов и обогатила владельцев на десятки миллионов фунтов после продажи «Мерседесу».

Безумная история «Брауна» в «Формуле-1»: команду купили за 1 фунт, выступали без денег, но выиграли чемпионат

Старые болельщики помнят главные причины побед легендарной команды: переход с мотора «Хонды» на двигатели немецкой марки и хакнувший регламент двойной диффузор, придуманный японским инженером-ноунеймом из самого бедного аутсайдера тех лет.

Именно последний девайс гарантировал «Браун» BGP001 чудовищную прижимную силу в задней части – конкуренты пытались добиться его запрета, но в итоге просто скопировали. Более того, невероятная эффективность этого решения определила вектор развития машин на долгие годы вперед: после уточнения регламента в «Ред Булл» придумали выдувной диффузор, подаривший первые чемпионские титулы Себастьяну Феттелю, да и сейчас возвращение граунд-эффекта в 2021-м во многом связано с максимальным задействованием потенциала диффузора.

Но на самом деле конструкторы «Брауна» придумали еще одно решение, которое моментально подхватили все – и постоянно использовали вплоть до конца 2018-го. Речь идет о многосоставном переднем антикрыле со сложным оперением: именно разработчики BGP001 впервые разделили его на несколько пластин и создали специальное устройство для обтекания – выведения потока за передние колеса.

«Это был первый пример умного использования антикрыла для воспроизведения эффекта обтекания в «Формуле-1», – подтвердил технический эксперт Джорджо Пиола на фестивале Autosport International 20. – Абсолютно инновационная идея».

Посмотрите: к примеру, у «Макларена» в начале 2009-го такого не было.

Даже гений Эдриан Ньюи из «Ред Булл» придумал другое и намного менее изящное решение.

У «Феррари» вообще был один простой и топорный рассекатель.

А «Браун» уже в Австралию привез максимально продуманную конструкцию.

Уже в 2010-м «Макларен» скопировал идею.

В 2011-м к ним присоединился «Ред Булл».

А затем ее переняли вообще все в пелотоне, превратив машины к 2018-му вот в такое.

В итоге эффект грязного воздуха от этого нововведения оказался настолько сильным, что ФИА нарочно упростила и запретила подобные закрылки с 2019-го, вернув антикрылья к виду десятилетней давности (только с большим количеством пластин!).

Однако почти десяток сезонов именно идея «Брауна» доминировала в пелотоне – а ведь сейчас про нее почти никто не вспоминает. В памяти у болельщиков остался только двойной диффузор.

Цунами искр из-под днища – визитка болида «Формулы-1» еще с 80-х. Но раньше их высекали совсем другие детали

Конкурент «Ф-1» выстрелил восхитительным ракурсом съемок – глазами пилота. Машины там трясутся, как в боевиках

Главная моторная инновация года в «Формуле-1»: «Хонда» прокачала мощь двигателя для «Ред Булл» авиационными технологиями

Фото: Gettyimages.ru/Clive Mason, Mark Thompson, Jasper Juinen, Paul Gilham, Francois Nel; f1news.fr

Источник: http://www.sports.ru/

Оставить ответ