Прессинг «Саутгемптона» – один из лучших в АПЛ. Как все устроено и где у Хазенхюттля проблемы

Янник Вестергор Джек Стивенс Ян Беднарек Мохаммед Салису Ральф Хазенхюттль премьер-лига Англия Саутгемптон Футбол

Перевод материала Southampton 2020/21: Defensive issues around the press and the high line – scout report с дополнениями Ивана Жаринова.

В декабре 2018 года с приходом Ральфа Хазенхюттля в «Саутгемптоне» началась новая эпоха. Вместо стерильного владения мячом фанаты увидели высокоинтенсивный футбол с акцентом на активный прессинг. Под руководством австрийца «святые» стремятся играть в атакующий футбол против любого соперника, прессингуя на чужой половине поля.

Наименьший показатель PPDA (число передач соперника перед потерей = чем ниже число, тем лучше прессинг) «Саутгемптона» в прошлом сезоне был 8.16, в текущем сезоне – 6.56. Очевидно, что «святые» в целом готовы крайне интенсивно прессинговать. В удачный день обыграть их становится проблемой даже для грандов: 2:2 с «Манчестер Юнайтед» и победа 1:0 над «Манчестер Сити» в конце прошлого сезона наглядно это показали. 

Несмотря на это, система с активным прессингом и высокой линией обороны все еще далека от идеала. «Святые» проиграли первые три матча нового сезона, пропустив в совокупности восемь мячей, а матч против «Челси» особенно подчеркнул уязвимость обороны на фоне скоростных нападающих соперника. В этом материале постараемся выделить основные оборонительные проблемы прессинг-машины Хазенхюттля.

Сначала разберем основы системы австрийского специалиста. Весной, во время локдауна, он написал Southampton FC Playbook («схему игры «Саутгемптона»). В ней Ральф подробно описал не только структуру игры основной команды «святых», как он ее видит, но и целый ряд принципов, идей и концепций, по которым должна быть выстроена вся клубная вертикаль. В серии роликов и текстов Ральф рассказал, как должна строиться игра его команды и чего он ожидает от каждого игрока в формации 4-2-2-2. Главные принципы:

  • Внедрение нового стиля. Необходимо определить игровой базис и проводить тренировки в соответствии с ним на всех уровнях, включая клубную академию.
  • Обучение тренеров. Необходимо обучить всех участников тренировочного процесса основам игры, которую Хазенхюттль хочет видеть на поле.
  • Перезапуск молодежки. Необходимо переобучить игроков молодежных структур клуба в соответствии с требованиями первой команды. Молодые игроки должны быть готовы к переходу в основу, заранее привыкнув к ее стилю игры.
  • Тактика интенсивного прессинга при Хазенхюттле: как все устроено

    Принципы игры, на которых строится философия Ральфа, основаны на четырех аспектах: владение мячом, действия при потере мяча, отбор мяча, работа без мяча. Лишь первый аспект касается позиционной атаки, остальные же относятся непосредственно к системе прессинга.

    Потеря мяча и отбор мяча – это тактика контрпрессинга (или гегенпрессинга по Клоппу). Она требует от игроков мгновенно включаться в прессинг и пытаться отнять мяч после потери. Это отличается от тактики большинства команд, которые предпочитают отойти назад и перестроиться в обороне. Главная задача контрпрессинга – не дать соперникам время начать новую атаку, пока они не сориентировались в эпизоде. Кроме этого, он позволяет отобрать мяч высоко на чужой половине поля, в опасных для противника зонах. Разумеется, если атакующие игроки не отходят назад, а продолжают прессинговать, защитники должны держать высокую линию обороны. На фото ниже видно, как игрок «Брентфорда» перехватывает пас Ориоля Ромеу:

    Видно, как игроки «Саутгемптона» сразу реагируют на потерю. Они не отходят на свою половину поля, а идут в прессинг, накрывая оппонентов, которые оказались ближе всего к мячу, и перекрывают все направления для короткого паса:

    Работа без мяча – одна из главных установок футбола Хазенхюттля. Особенно ярко она выражается, когда противник пытается разыгрывать мяч от обороны. Еще раз: это возможность отобрать мяч как можно выше, в опасных зонах, что также позволяет снизить давление на собственную оборону.

    Структура прессинга состоит из трех слоев, которые Ральф описывает как «фильтры». Каждый «фильтр» – эта пара игроков в схеме 4-2-2-2, которая отвечает за прессинг на чужой половине поля. Первый «фильтр» – это нападающие, которые прессингуют центральных защитников и вратаря в случае паса назад. Два вингера (которые одновременно могут играть инсайдов или атакующих полузащитников) – это второй «фильтр». Они располагаются достаточно высоко, чтобы прессинговать фланговых защитников противника, если мяч направляется на фланг. Третий «фильтр» – это пара центральных полузащитников, которые перекрывают пасы в направлении центра поля и в полуфлангах. 

    Прессинг начинается с первого «фильтра», когда срабатывают определенные триггеры. Очень важно, чтобы остальные игроки синхронно поддерживали движение нападающих, иначе их прессинг будет неэффективен. Хотя триггеры могут отличаться от матча к матчу, наиболее распространенным сценарием остается пас одного центрального защитника другому. Задача нападающего – заставить игрока с мячом отдать длинный пас вперед или сыграть на фланг. В первом случае высокая линия обороны и пара опорников численно превосходят соперника, что увеличивает шансы на отбор. Во втором случае, если мяч уходит на фланг, прессинг усиливается, что вынуждает соперника выбить мяч вперед или потерять его.

    На фото выше виден фрагмент высокого прессинга «Саутгемптона». Как только левый центральный защитник «Брентфорда» получает мяч, Данни Ингз начинает прессинг, выдвигаясь на оппонента. Че Адамс остается недалеко от шестого номера «пчел», не прессингуя вратаря, так как игрок с мячом в этой ситуации скорее сделает пас левому защитнику, а не вернет мяч в центр. Если все-таки последует передача обратно вратарю, Адамс пойдет в прессинг на него, а Ингз останется прикрывать центрального защитника.

    Как только первый «фильтр» начинает движение, второй «фильтр» поддерживает прессинг, выдвигаясь на своих игроков. Ромеу перекрывает полуфланг, опекая 26-го номера противника, Че Адамс держит №6, Данни Ингз перекрывает направление обратного паса на центрального защитника. Натан Телла выдвигается на игрока с мячом, вынуждая его сыграть вперед, после чего «святые» отберут мяч на чужой половине поля. Все это можно увидеть на фото ниже:

    Чтобы избежать разрыва между линиями атаки и защиты при прессинге, оборона должна располагаться достаточно высоко. Это несет в себе определенные риски, особенно при игре против соперников, которые могут атаковать на скорости, пройдя линию прессинга «Саутгемптона», а также если в обороне играют футболисты без нужного набора качеств. В новом сезоне «святые» половину голов пропустили после контратак соперника, что наглядно демонстрирует проблемы прессинга с высокой линией обороны.

    Нехватка взаимопонимания при прессинге

    Когда команда регулярно использует высокий прессинг, как это делает «Саутгемптон», игроки обязаны действовать и выдвигаться на соперника как единый организм. Если кто-то из футболистов плохо движется, структура команды разваливается, между линиями появляется пространство, и соперник может легко двигать мяч. Давайте рассмотрим это на примере матча с «Тоттенхэмом»:

    Пас Эрика Дайера назад на Харри Уинкса запустил прессинг «Саутгемптона». Нападающие (первый «фильтр», Ингз и Адамс) уже выдвинулись на своих игроков, тогда как второй и третий «фильтры» опаздывают, они только начали движение. Особенно заметно, как далеко Дженепо расположен относительно Давинсона Санчеса, который даже не попал в кадр. Ромеу тоже находится в нескольких метрах от Танги Ндомбеле, позволяя французу получить мяч в свободной зоне. У полузащитника «шпор» было достаточно времени, чтобы развернуться, уйти от Ромеу и отпасовать налево на ускорившегося Бена Дэвиса, как видно на фото ниже. Обратите внимание на пространство, которое появилось у защитника «шпор» из-за позиционной ошибки Ромеу и высокой линии обороны «Саутгемптона»:

    Еще один пример из того же провального для «святых» матча и те же проблемы командного взаимодействия. Как только игрок теряет мяч в середине поля, ближайшие футболисты начинают контрпрессинг соперника с мячом (Харри Уинкса). Все по принципам Хазенхюттля, потеря мяча и отбор мяча:

    На фото выше Уорд-Праус, Армстронг и Адамс сразу начали прессинг Уинкса в момент потери мяча. Но защитная линия «святых» осталась стоять на месте, вместо того чтобы подняться повыше и сократить разрыв между линиями. Они потеряли вертикальную компактность и оставили пространство между линиями, которым воспользовался Ндомбеле:

    Быстрый пас в открытое пространство на Ндомбеле, который прекрасно умеет использовать такие ситуации, привел к острому моменту у ворот «Саутгемптона». У Танги было время подготовить пас за спину защитникам, когда сразу трое нападающих начали рывок в открытую зону.

    Проблемы в обороне могут быть связаны с физической подготовкой игроков. Из-за скомканной предсезонки, в которую вмешались еще и матчи сборных, у игроков не было возможности толком подготовиться к сезону. У некоторых команд после возобновления предыдущего сезона были аналогичные проблемы. Так что форма футболистов, как и прессинг, должна со временем улучшиться. На это жаловался Хазенхюттль после первого матча в сезоне (0:1 в гостях у «Кристал Пэлас»): «Мы играли недостаточно быстро, были проблемы с поиском пространства между линиями. У нас была тяжелая предсезонка, многие были недоступны из-за матчей сборных, и мы не могли работать над тем, что задумывали».

    Нет нужных футболистов, чтобы играть с высокой линией обороны

    Команда, которая играет с высокой линией обороны и активно использует высокий прессинг, дает противнику пространство между линиями и за спинами защитников. Поэтому центральным защитникам команды должно быть комфортно играть с высокой линией, в том числе против контратакующих команд. Какими качествами должен обладать идеальный защитник в такой системе:

  • Скорость. Центральный защитник должен быть достаточно быстрым, чтобы не уступать скоростным игрокам соперника на широком пространстве. Нужно быть первым на мяче в случае отскоков и пасов за спину.
  • Игра на опережение. Центральный защитник должен читать игру, прерывая передачи соперника. Кроме того, необходимо тонко чувствовать момент для того, чтобы выдвинуться вперед или остаться на своей позиции.
  • Агрессия и физические качества. Центральный защитник в высокой линии обороны будет часто вынужден играть один в один против нападающих соперника, особенно если оппонент играет по схеме с двумя форвардами. Следовательно, очень важно быть сильным как в верховой борьбе, так и внизу, поскольку проигранное единоборство может привести к выходу один на один с вратарем.
  • Центральные защитники «Саутгемптона» Ян Беднарек, Джек Стивенс и Янник Вестергор – хорошие игроки, они отлично умеют отбирать и перехватывать мячи, блокировать удары соперника. Но им не хватает одного или нескольких качеств, упомянутых выше, поэтому им проще играть ближе к своим воротам, чем в высокой линии обороны.

    Рост Яна Беднарека 190 см, что позволяет ему отлично чувствовать себя в физической борьбе. В прошлом сезоне поляк выиграл 70.65% верховых единоборств и успешно провел 64.9% отборов. В новом сезоне после четырех туров его показатели были 14.28 возврата мяча и 8.08 перехвата на 90 минут (2-е и 3-е место в лиге), прекрасные цифры вне контекста. Но нехватка скорости перечеркивает эти плюсы и не позволяет ему достойно играть против быстрых игроков соперника. На фото ниже – пример из матча против «Кристал Пэлас»:

    «Орлы» прошли прессинг противника в центре поля и нашли пасом Андроса Таунсенда. На вингера выдвигается Беднарек, но тот просто пробрасывает мяч мимо поляка и убегает в атаку, в результате ставшую голевой. Более скоростной защитник не стал бы выдвигаться на игрока так рано, можно было бы опекать игрока с мячом и не давать ему уйти на открытое пространство. Но у Яна не было другого варианта, кроме как попытаться отобрать мяч в этом моменте – на дистанции у него не было шансов догнать Таунсенда. 

    Еще более явный момент случился в матче с «Челси»:

    Жоржиньо один в центре поля, на него следует пас. Беднарек едва попадает в кадр, он движется по направлению к воротам. Вернер же практически остановился, отклеившись от защитника. Жоржиньо делает пас в касание за спину поляка на открытое пространство, и Вернер все равно опережает Беднарека, несмотря на сильное стартовое отставание:

    Янник Вестергор с ростом 198 см и весом 96 кг прекрасно чувствует себя в единоборствах и доминирует в воздухе. Но из-за этого ему не хватает скорости, чтобы противостоять быстрым нападающим соперника. Лично меня удивил выход датчанина против «Челси», который любит и умеет атаковать на скорости, но в этом матче очевидных голевых ошибок Янник не допустил. Обычно Вестергор выходит против соперников ниже классом, которые сильно упрощают стиль игры – «Бернли» или «Вест Бром».

    Джек Стивенс в прошлом сезоне перезапустил карьеру на «Сент-Мэрис». Он быстрее Беднарека и Вестергора и лучше чувствует себя с мячом в ногах. Тоже хорошо умеет выполнять чисто оборонительную работу: отборы, перехваты. Но у него явные проблемы с выбором позиции и принятием решений, заметна нехватка физической мощи и концентрации. Это приводит к регулярным ошибкам с его стороны, как заметно на серии фото ниже:

    Стивенс (№5) зачем-то выдвигается на фланг, хотя игрока с мячом плотно опекает Уокер-Питерс (№2). В открывшуюся зону делает забегание игрок «Брентфорда», на него следует пас. Из-за позиционной ошибки Стивенса соперник создал голевой момент.

    Неправильная оценка ситуации и поздняя реакция на эпизод. Стивенс слишком поздно выдвигается на получившего мяч Сона, у которого есть время развернуться и уйти от противника. Защитник должен был накрывать корейца в момент приема мяча и не давать ему развернуться.

    Стивенс выключился из эпизода и не отреагировал на забегание Ламелы за спину. Кейн исполняет пас на подключившегося игрока, эпизод в итоге завершился голом в ворота «Саутгемптона».

    В паре со Стивенсом Беднареку приходится играть левого центрального защитника. Это неудобно, потому что поляк правша, плюс на левом фланге ему приходится чаще страховать немного авантюрного Райана Бертрана. На карте средних позиций видно, как высоко располагается левый защитник (№3):

    Не зря все фанаты «святых» ждут выхода на поле нового центрального защитника Мохаммеда Салису: 21-летний новичок должен сбалансировать оборону команды. Во-первых, он левша, что удобнее для продвижения мяча, плюс это позволит Беднареку переместиться на более удобную для него позицию. Во-вторых, у Салису есть все качества, чтобы играть в высокой линии обороны: он быстрый, физически сильный и хорошо читает игру. Хазенхюттль при подписании контракта отметил: «Мохаммед – очень подходящий для нас игрок. Он молод и обладает огромным потенциалом, но также у него есть все качества, чтобы сразу же помочь команде: он хорошо действует в защите, спокоен на мяче (очень важное для нас качество) и обладает хорошей скоростью».

    Узкая позиция вингеров и оборонительные проблемы на флангах

    Выше уже отмечено, что «Саутгемптон» играет и прессингует по схеме 4-2-2-2. Это вариация классической схемы 4-4-2, в которой вингеры смещаются ближе к центру, а нападающие играют фактически «десяток». Эта система позволяет компактно прессинговать соперника, но имеет заметный недостаток: часто фланговые защитники оказываются изолированными против двух игроков противника. Это видно на примерах:

    Из-за узкой позиции Армстронга Бен Дэвис оказывается с мячом в полном одиночестве. Уокер-Питерс вынужден выдвинуться на него, это замечает Сон и врывается в свободную зону за спиной защитника. 

    На фото выше аналогичная ситуация. Армстронг располагается в полуфланге и не накрывает игрока на краю поля (Эзе). На него выдвигается Уокер-Питерс, чтобы не дать принять мяч. Формально Уилфрида Заа прикрывает Стивенс, но за спиной у защитника стартует Айю – вновь ситуация два в одного.

    Проблема в данном случае скорее не в личностях игроков, а в игровой тактике. Подключения Бертрана по левому флангу прикрывает опорник Ромеу. Справа же чаще всего некому помочь Уокеру-Питерсу: Уорд-Проуз, партнер Ромеу по центру поля, чаще всего располагается выше и не может прикрыть зону на фланге. Кроме того, у правого защитника «Саутгемптона» бывают проблемы с выбором позиции, и это активно использовали соперники в первых матчах в сезоне: 48% атак «Тоттенхэма», 54% атак «Кристал Пэлас» и 42% атак «Брентфорда» прошли через его фланг.

    В заключение

    Нейтральным болельщикам приятно наблюдать за «Саутгемптоном»: команда играет в смелый футбол, всегда очень агрессивно прессингует. С этой философией Хазенхюттль привел «РБ Лейпциг» к второму месту в Бундеслиге в сезоне-2016/17. Но стоит отметить, что «Лейпциг» играл по схожим принципам еще до Хазенхюттля, под руководством Ральфа Рангника. «Саутгемптон» же после ухода Маурисио Почеттино разучился играть в высокоинтенсивный футбол, и это порождает проблемы в обороне. «Австрийскому Клоппу» еще есть что улучшить в игре своей команды. 

    Подписывайтесь на канал Ивана о «Саутгемптоне» в Telegram
    Блог «Англия, Англия» в соцсетях: Twitter / VK / Telegram

    Источник: http://www.sports.ru/

    Оставить ответ