Риккардо сбежал в «Рено». Самый смелый трансфер «Формулы-1»

Кристиан Хорнер Карлос Сайнс-младший Ред Булл Хонда Макларен Рено Эстебан Окон Ландо Норрис Даниэль Риккардо Стоффель Вандорн Дэниел Тиктум Брендон Хартли возможные переходы Нико Хюлькенберг Феликс Розенквист Зак Браун Сириль Абитебуль Александр Албон Формула-1 Гельмут Марко Марк Уэббер Мерседес Макс Ферстаппен Йоэль Эрикссон переходы Пьер Гасли Льюис Хэмилтон Авто

Все в шоке.

Австралийский гонщик Даниэль Риккардо отдал программе «Ред Булл» десять лет и провел в цветах «быков» 141 Гран-при, выиграв семь из них (и еще 22 раза попав на подиум). Он дважды становился третьим в общем зачете и в дебютном сезоне за основную команду опередил четырехкратного чемпиона мира Себастьяна Феттеля. Выступления в «Ред Булл» принесли Медоеду популярность среди болельщиков и славу одного из лучших мастеров обгонов и вообще пилотов в современной «Формуле-1», и потому в слухи о возможном уходе трудно было поверить — особенно когда отвалились варианты с «Мерседесом» и «Феррари».

Тем сильнее всех шокировала новость о грядущем в конце текущего сезона переходе Риккардо в «Рено». Французская команда все-таки не поднималась выше четвертого места в Кубке конструкторов еще с 2007 года, не появлялась на подиумах с 2011-го, а гонки не выигрывала и вовсе с 2008-го. Именно поэтому решение отказаться от способного побеждать болида («Ред Булл» собрал уже три Гран-при в 2018-м) выглядит очень эмоциональным и не самым логичным.

Все произошло очень быстро

Советник гоночной программы австрийского концерна Гельмут Марко признал, что не знал заранее о решении своего парня.

«Риккардо позвонил мне в четверг. Он сказал, что захотел перемен. Даниэль провел с нами десять лет. Это как в семье: бывает, что супруги долгие годы живут вместе, но порой чувствуется необходимость в изменениях».

Руководитель команды Кристиан Хорнер и вовсе отделался лишь коротким и довольно сухим пресс-релизом.

«Мы с уважением относимся к решению Даниэля и желаем ему всего наилучшего в будущем. Хотим поблагодарить его за вклад в работу команды с 2014 года: ключевыми моментами нашего сотрудничества стали семь побед и 29 подиумов».

Как говорят инсайдеры Daily Mail, босс изначально воспринял слова своего пилота как шутку, ведь еще неделю назад Медоед пообещал в этом месяце продлить контракт со своей конюшней и несколько раз повторял, что вариантов у него практически не осталось. По информации источника издания, Хорнер и Риккардо достигли устного соглашения и даже записали ролик специально для официального объявления. Судя по всему, Дэн принял решение совсем недавно и сразу же оповестил о нем нынешних работодателей — но и до рассказов о грядущем продлении контракта он рассматривал переход в далекие от побед коллективы.

«Мы встречались несколько раз, – признался руководитель «Макларена» Зак Браун. – Мы большие поклонники Даниэля. Как близки мы были к тому, чтобы его подписать? Наверное, только он сам знает ответ на этот вопрос. Похоже, он очень хотел уйти [из «Ред Булл»], так что все сводилось к выбору между «Маклареном» и «Рено».

В таком случае второй вариант безусловно выглядит более логичным: все-таки французы намного ближе «оранжевых» к топ-3, и у них есть заводская поддержка вместе с бюджетом и желанием добиться успеха. Многие из-за этих факторов даже поспешили сравнить трансфер Риккардо с переходом Льюиса Хэмилтона из «Макларена» в «Мерседес» в 2013-м, обеспечивший англичанина тремя чемпионскими титулами, но на самом деле ситуации все-таки немного различаются. Хэмилтон уходил в команду, вложившую все силы в развитие силовой установки для нового регламента, вступавшего в силу в 2014-м году (причем новые моторы здорово отличались от действовавшего регламента), но обладавшую подиумами, поулами и даже одной победой. В подобных условиях выбор Льюиса трудно назвать «гаданием» – а «Рено» в свою очередь находится в другой ситуации: новый моторный регламент не несет кардинальных изменений, а нынешний турбодвигатель французы не могут довести до топового уровня уже четыре года. При подобных условиях надежды на внезапный прорыв все-таки обычно относят не в логичную категорию, а в раздел «а вдруг?».

Риккардо напугала «Хонда»?

Фактор двигателей определенно имел значение при рассмотрении вариантов на 2019-й — и вряд ли кому-то удастся сделать вид, будто переход «Ред Булл» на японские моторы не насторожил Даниэля. Конечно, «Торо Россо» уже полсезона провела с токийской техникой и пока не столкнулась с постоянными отказами во время гонок – хоть Пьер Гасли и Брендон Хартли потратили даже по шесть комплектов некоторых компонентов, речь скорее о постоянном вводе в эксплуатацию обновлений. Вместе с тем фарму «Ред Булл» удалось провести несколько очень крутых гонок и занять четвертое место в Бахрейне и шестое в Венгрии, уже побив лучшие достижения «Макларена» за предыдущие три года.

Однако пример «оранжевых» из 2018-го наглядно показал всем: проблема была не только в самих моторах, но и в интеграции установок в шасси. Подобные трудности наблюдаются и в текущем сезоне — причем не только у ребят из Уокинга, но и внезапно у «Ред Булл».

Если подробно изучить статистику сходов текущего сезона, то у заводской команды «Рено» двигатель отказал лишь раз — на Гран-при Австрии у Нико Хюлькенберга. В то же время «тауриновые» только за время гонок собрали пять проблем с различными компонентами силовых установок (включая отказ MGU-K в Монако, не помешавший победе Риккардо) — соотношение вполне напоминает мучения «Макларена» и Алонсо. Вероятно, Дэн, лучше знающий рабочие процессы технического штаба его нынешней команды, решил, что с интеграцией «Хонды» в шикарное шасси Эдриана Ньюи возникнут еще большие проблемы, побоялся роста количества сходов — и ушел в заводскую конюшню, хотя бы обеспечивающую надежность. Сюда вполне вписывается и внезапность принятого решения, ведь все произошло сразу после Гран-при Венгрии, где напарник австралийца столкнулся с очередной потерей мощности (сам Медоед пережил то же самое на предыдущей гонке в Германии, сойдя из-за снижения производительности нового мотора).

Также важным фактором могли стать серьезные инвестиции «Рено» в развитие болида и силовой установки: так перспективы выступления за «желтых» с 2019 года выглядят чуть менее рискованными по сравнению с альянсом «Ред Булл» и «Хонды».

Фактор Ферстаппена

Голландский напарник Риккардо регулярно побеждает в квалификациях и раз за разом в гонках доказывает свою скорость. Кажется, уже ни у кого не осталось сомнений: Макс все-таки быстрее, но Дэн стабильнее и лучше справляется с трудными ситуациями. Однако именно с Ферстаппеном в прошлом году заключили трехлетний дорогостоящий контракт с зарплатой в районе 20-27 миллионов евро, предложив заняться строительством команды вокруг себя — подобный подход начисто исключает долгосрочное сотрудничество еще и с амбициозным австралийцем.

Наличие двух прим слишком дорого обходилось бы «Ред Булл», и потому концерн вряд ли согласился удовлетворить все финансовые аппетиты Риккардо. Как утверждает Auto Motor und Sport, Дэн искал двухлетний контракт с зарплатой в 20 миллионов за пределами австрийской компании, а с «тауриновыми» согласен был подписать соглашение всего лишь на сезон (что почему-то не устраивало Хорнера). Тем не менее, стороны достигли некой предварительной договоренности — а затем Медоед все-таки нашел менее рисковый вариант с желаемыми условиями.

Помимо надежности болида, против продления отношений с «Ред Булл» могли сыграть и несоответствия внутренним корпоративным правилам: при подписании контракта с Ферстаппеном Гельмут Марко произнес фразу «достигшие успеха в нашей компании достойны больших денег». Если «тауриновые» в то же время не пошли навстречу Риккардо по его финансовым запросам, он мог воспринять подобное отношение однозначно: теперь его видят лишь как очень популярную и улыбчивую версию Марка Уэббера. Чемпионские амбиции Дэна справедливо не могли допустить подобного — и в таком случае уход из «Ред Булл» тоже видится весьма логичным.

С Хюлькенбергом не будет проще

Конечно, вряд ли гонщик из Перта рассматривал силу будущего напарника при выборе команды — все-таки Нико никогда не ездил на топовых болидах и не попадал на подиум. Но на самом деле немец регулярно опережал Карлоса Сайнса, довольно часто боровшегося наравне с Максом Ферстаппеном во время общего периода в «Торо Россо» – а значит, Халк вполне способен превзойти и Риккардо.

Для Хюлькенберга 2019-й год и вовсе станет практически главным экзаменом в жизни: он получит последний шанс доказать свой талант в соперничестве с общепризнанным топ-пилотом. В то же время в случае поражения от Нико Дэн попадет в крайне затруднительную ситуацию и, возможно, потеряет шансы на титул. Здесь многое зависит от доброй воли руководства «Рено», их дозволения бороться на трассе и взгляда на командную тактику.

Кто заменит Риккардо в «Ред Булл»

Возвращение Карлоса Сайнса в австрийскую программу стало бы самым логичным шагом, но сразу после официального подтверждения трансфера Дэна в куче зарубежных СМИ появились рассуждения по поводу иных вариантов. Главным аргументом они привели нежелание доктора Марко воссоединять испанца с Ферстаппеном, потому как во время их совместного выступления за «Торо Россо» отношения между напарниками очень быстро переросли в очень натянутые и даже враждебные. Издание Marca в свою очередь также написало о появлении у Макса права вето при выборе напарника : якобы такая опция активировалась только в случае ухода Дэна и теперь голландец как раз ею и воспользовался. Для Сайнса подобные новости звучат не очень весело: единственным альтернативным вариантом остается «Макларен», и гонщик из Мадрида — далеко не первый кандидат на место в оранжевом кокпите.

В таких условиях самым реальным кандидатом на переход в «Ред Булл» становится пилот «Торо Россо» Пьер Гасли. Француз за неполный сезон успел удивить практически всех в паддоке зрелым пилотажем, умением беречь шины и высокой скоростью (как идеальный пример — квалифицировался выше Макса в дождевой Венгрии). Также у чемпиона GP2 2016 года имеется опыт в работе с двигателями «Хонды» – а инженеры «быков» явно не откажутся от подобного помощника.

Однако возникает дилемма слишком раннего повышения (сломавшая карьеру Даниила Квята), да и некому будет занять свободное место в «Торо Россо». Разве что «тауриновые» возобновят переговоры с «Маклареном» по переходу или аренде Ландо Норриса в обмен на права на технического директора дочерней команды Джеймса Ки или попробуют перехватить Стоффеля Вандорна.

Также в «Ред Булл» определенно рассмотрят кандидатуру очень быстрого юниора «Мерседеса» Эстебана Окона: француз, судя по всему, пока остался без вариантов на 2019-й год после закрытия всех вакансий в «Рено», да и немцы обещали не мешать развитию его карьеры. Препятствием снова могут стать напряженные отношения с Ферстаппеном в молодежных сериях, но в недавнем интервью официальном каналу «Формулы-1» Окон заявил о ремиссии вражды с голландцем: по словам Эстебана, после перехода в Гран-при они с Максом стали вполне спокойно общаться.

Альтернативным вариантом для «Ред Булл» стало бы приглашение какого-нибудь чемпиона из другой серии — например, Себастьен Буэми пересмотрел бы нежелание рисковать карьерой ради дебюта в первой команде. «Торо Россо» же точно рассмотрит гонщика «Формулы-3» Дэна Тиктума — вот только у него на данный момент нет даже лицензии класса А для тестов в «Ф-1», да и он вполне может пролететь мимо суперлицензии на следующий год. В самом крайнем случае доктор Марко с коллегами может рискнуть и поискать нераскрытый талант в парнях вроде Йоэля Эрикссона, Феликса Розенквиста, Александра Албона и прочих звезд ДТМ, «Формулы Е» и «Ф-2», не задействованных в гоночных программах.

Абитебуль отомстил Хорнеру

Босс «Ред Булл» давно прославился как мастер изысканного подкола и тонкого троллинга — а с руководителем «Рено» у него сложились особые отношения. Еще с 2015 года Кристиан не упускал возможности задеть Сириля, в шутку называл его «раздражительной белкой» и даже пародировал манеру говорить в одном из шоу «Формулы-1». После отказа двигателя на болиде Ферстаппена Хорнер снова не смолчал, объявив в прямом эфире о «своем разрешении Абитебулю прийти и извиниться за низкое качество дорогой продукции».

Руководителя «Рено» трудно назвать дипломатичным или дальновидным человеком, но стоит отдать ему должное: он нашел способ ответить на изысканные подколы англичанина в своем стиле — просто и без слов увел важного члена команды в тот момент, когда подобного ожидали меньше всего.

Тем временем у французов осталось еще девять гонок в одном тандеме с «Ред Булл». Так что впереди нас ждет новый сезон мыльной оперы о крепкой любви между двумя конкурентами — и он, похоже, будет еще горячее предыдущих.

Фото: Gettyimages.ru/Mark Thompson, Peter Fox

Источник: http://www.sports.ru/

Оставить ответ