В 2011-м у «Хит» не было «большого трио». В том финале играли «Даллас» Новицки и «Майами» Уэйда, а Леброн облажался

Дирк Новицки Джейсон Терри Майами Даллас Леброн Джеймс Дуэйн Уэйд НБА Баскетбол

Летом 2010-го Леброн переходит в «Хит», чтобы выиграть не один, не два и не три, а очень много чемпионских титулов. Вместе с Леброном контракты с «Майами» подписали Бош и Уэйд, сформировав «большое трио» суперзвезд в прайме. Многим было достаточно сложно переварить сам факт такого союза, ибо команда выглядела слишком сильной, чтобы проиграть. Но то, как это объединение было обставлено, выбесило вообще всех. Решение Джеймса, презентация «большого трио», обещание титулов – это воспринималось не как что-то по-спортивному наглое и даже не как что-то по-детски глупое. Расценивалось это как что-то вероломно неправильное.

«Хит» были командой злодеев. И на тот момент действительно казалось, что «Майами» придется выдать, как минимум, три-пит, чтобы оправдать свое решение и пафос, с которым оно было подано.

Их сезон начался так себе, но потом «Майами» раскачался. В последних 18 матчах «регулярки» «Хит» потерпели лишь три поражения. В плей-офф команда стремительно прошла первые три раунда, выиграв каждый в 5 матчах. В финале Востока были повержены победившие в «регулярке» «Буллс» вместе с MVP-Роузом.

И вот в финале «Хит» должны сыграть с «Далласом». И вряд ли тогда кто-то вообще думал, что эта серия про «Мэвс». Потому что Леброн шел к своему первому титулу, и вот сейчас он победит этих заслуженных ветеранов и заставит себя уважать. Коэффициент на «Хит» был полтора. И даже если «Даллас» вдруг победит, то это в первую очередь растопчет наследие Леброна и выставит его и «Хит» кучкой клоунов, которые всех обманули, над всеми посмеялись и все равно не смогли победить.

И, наверное, с точки зрения баскетбольной истории так и было. Но, когда ты снова смотришь эти матчи, в глаза бросаются совсем другие вещи.

Для начала – немного антуража.

Дух времени

Если вы думаете, что 2011-й был не так давно, то у меня для вас плохие новости

Зрителям предлагают выбирать лучшего игрока матча голосованием, при этом на картинке телефон с кверти-клавиатурой.

Во время трансляций рекламируют «Первого мстителя», «Моего парня из зоопарка» и сериал «Военный госпиталь».

Стив Джаби еще судит матчи, а не сидит в Сикакусе.

В рекламе NBA Cares снимается Брэндон Рой.

Дорис Берк еще похожа на Эми Фарафаулер.

Джон Берри в шоу перед первой игрой говорит, что «Даллас» возьмет серию в 6 играх. Да, Джон Берри.

Марк Джексон поначалу говорит что-то связное, а не как сейчас. Но к концу серии он уже трудоустроится тренером «Уорриорс» и начнет привычные проповеди из набора клише.

Вообще, нужно сказать, что серия подавалась как-то интересно. Тренеры и игроки выглядят более разговорчивыми и меньше разбрасываются привычными фразочками. Можно услышать что-то действительно интересное. Типа Карлайла, говорящего «я позабочусь о том, чтобы сегодня на паркете были свежие игроки», как бы подразумевая частые замены. Или Новицки, который говорит, что начинал движение в концовке чуть раньше, потому что у «Майами» был в запасе не бросковый фол, и «Хит» могли нарушить правила, оставив слишком мало времени на атаку. Не вселенские тайны, но что-то осмысленное, а не только «я доверял партнерам», «мы двигали мяч», «мы жестко играли в защите».

Отдельно нужно отметить микрофоны с меняющимся логотипом

У ведущих на микрофонах меняются логотипы pic.twitter.com/94EVFJLRHO

— Игорь Сошников (@soshnickov) 30 апреля 2020 г.

Заставка к финалам

Очень радует промо к серии. Несколько старомодно, но прикольно pic.twitter.com/MHV6nykAFY

— Игорь Сошников (@soshnickov) 30 апреля 2020 г.

Стартовые составы в начале серии

«Майами»: Бибби-Уэйд-Джеймс-Бош-Энтони

«Даллас»: Кидд-Стивенсон-Мэрион-Новицки-Чендлер

Общий игровой рисунок

Обе команды играли в примерно одинаковую защиту на пик-н-роллах. Страхующий «большой» высоко встречал боллхэндлера, а партнеры подстраховывали это дело, переключаясь в глубине. Разница в том, что у «Далласа» это получалось.

У «Хит» не хватало снайперов, и переключаться между их игроками было проще. Если немного упростить (ладно, если прилично так упростить), то Карлайл посылал двоих на мяч, а остальных ставил в «краску». И «Майами» не мог за счет движения выйти на открытые броски.

Более того, Карлайл не стеснялся играть и в зонную защиту, что позволяло ему выпускать сочетания типа Терри-Бареа-Новицки и не огребать. Да, мы не справимся с вами один на один, но вы и не заставите нас играть один на один.

Мы хотим выпустить Терри или Бареа вместе с Киддом, и мы выпустим. Да, придется поставить Кидда против Уэйда, и Джейсон там не справляется, ну и плевать – подстрахуем. Вы нас все равно не накажете, у вас в старте один игрок с приличным дальним броском, и это Бибби, который сейчас никуда не попадает.

У Хит толком нет шутеров. Там слишком много игроков, на которых можно не выйти вообще или запоздать, или выйти только на среднюю. Поэтому Даллас успевает ротироваться как на подстраховке, так и в зонной защите, и благополучно душит движение Хит pic.twitter.com/cwKgWFwfoz

— Игорь Сошников (@soshnickov) 30 апреля 2020 г.

Любое движение «Майами» в атаке перекрывалось «Далласом» за счет подстраховок.

«Даллас» же был готов работать против такой защиты куда лучше. Да, «Майами» не просто так сдваивался – их длиннорукие и гиператлетичные Уэйд и Леброн стягивались настолько агрессивно, что часто вынуждали соперника ошибиться и перехватывали мяч, убегая в беспощадное раннее нападение. Временами это создавало для «Хит» рывки. Но по дистанции серии «Мэвс» все же справлялись с этими сдваиваниями и заступами. Наличие бросающего «большого», боллхэндлеров с броском и простое преимущество в числе бросающих игроков позволяло «Мэвс» выходить на свои броски и из пик-н-ролла, и при сдваивании в пост-апе (и это они еще играли без травмированного Батлера, который дал бы «Мэвс» еще одного шутера на крыло).

А у Мэвс есть боллхэндлер с броском, большой с броском, и вообще людей с трешкой на паркете у Далласа всегда больше. Поэтому Хит успевать сложнее, они запаздывают с подстраховкой или не успевают на дугу, отдавая открытый бросок, или пролетают на противоходе pic.twitter.com/u3y6oV8yzd

— Игорь Сошников (@soshnickov) 30 апреля 2020 г.

В общем, системно «Даллас» был гораздо более правильной командой.

Их кадры лучше подходили под задачу.

Это не сегодняшний баскетбол, где все размениваются на пик-н-роллах, и Джеймс/Уэйд просто выбирают удобного соперника и атакуют против него в огромном пространстве, созданном 3-4 снайперами. Нет. Никто не разменивается, и «краска» перекрыта. Удачно вам побиться о стену.

В этом плане тот факт, что лидеры атаки «Далласа» изначально не были так нацелены на проход, как звезды «Хит», сильно упростил жизнь для «Мэвс».

Самые важные тренеры НБА: кто создал современный баскетбол

«О, вы перекрыли «краску»? Отлично, расскажите про это Дирку, который только что попал 3 джампера подряд. Нет, серьезно, лучше расскажите, а то иначе он об этом никогда не узнает».

«Вы стянули подстраховку на наш пик-н-ролл или пост-ап? Супер, передайте привет трем открытым ребятам на дуге. Они стоят вооон там. Понимаем, вы к такому не привыкли, но, если их не держать, то эти парни реально будут бросать и попадать».

Повторюсь, хоть на стороне «Хит» и был перевес в таланте ключевых исполнителей, системно «Даллас» был гораздо более правильной командой.

Не родившийся смоллбол «Майами» и роль Майка Миллера

Из этого недостатка снайперов у «Майами» возникает вопрос: почему бы не выпустить пятерку поменьше?

Мяч начинал нормально ходить только тогда, когда на паркете у «Майами» были Чалмерс и Миллер. Два игрока с дальним броском, плюс какой-нибудь «большой», который может бросать хотя бы со средней – это уже куда ни шло.

И казалось бы, идеальный состав «Хит» – Чалмерс, Уэйд, Миллер, Джеймс, Бош. Вот только это сочетание почти не играло. Понять причины можно: состав получался слишком маленьким. Ни Уэйд, ни Миллер не могли защищаться против Мэриона в посте, да и Леброна ставить в защите против Новицки никому в голову не приходило. Но возможно – зря.

На пик-н-роллы «Хит» все равно выходили высоко, встречая боллхэндлера. На пост-апах Новицки «Хит» все равно сдваивались, кто бы против Дирка ни защищался. Терри и Бареа под конец серии все равно частенько разматывали соперников на периметре один в один, а Уэйд в последних матчах часто опекал Мэриона. Ну и так ли важно было сохранить эти матч-апы? Если бы в том финале был не молодой и необстрелянный Спо, а сегодняшний, играл бы он в смоллбол чаще?

Справедливости ради, нужно отметить, что маленькую пятерку «Майами» пробовали. Просто попытки эти были очень робкими. Маленькие сочетания выходили на очень коротких отрезках, и у «Далласа» находилось чем ответить. Например, Мэрион несколько раз подряд продавливал Миллера в одной из первых игр. А в шестом матче, когда Споэльстра выпустил маленькую пятерку, Карлайл ответил своим смоллболом с Дирком на «пятерке». Более того, «Даллас» оставил маленькую пятерку даже тогда, когда «Хит» вернули «больших» на паркет.

Но продержался бы «Даллас» против маленьких пятерок «Хит» на длительных отрезках? Сколько там раз Матрица продавит Уэйда? Сможет ли пятерка с Дирком в качестве центра хоть когда-то отзащищаться против «Хит» в приличном пространстве?

Так или иначе, тогда Спо маленькой пятеркой почти не играл. Миллер выходил либо вместо Уэйда, либо вместо Леброна (если у «Далласа» была относительно маленькая пятерка со Стивенсоном в качестве форварда). Но не вместе с обоими. По серии у Миллера с Джеймсом и Уэйдом лишь 24 минуты, 14 из них Миллер отыграл с Джеймсом, Бошем, Уэйдом и Хаслемом. То есть, выходя с парой Уэйд-Джеймс, Миллер не становился дополнительным шутером рядом с формальным разыгрывающим, а тупо заменял Чалмерса/Бибби, сохраняя количество людей с броском на неприлично низком уровне.

Спо выбирал, следует ли выпускать на паркет двух своих лучших игроков вместе или выпускать состав, дающий нормальное пространство, но позволяющий сопернику держать на паркете индивидуально слабых защитников, ибо ни Чалмерс, ни Миллер толком не могут никого обыграть. Вариантов, позволяющих сочетать пространство в атаке и индивидуальный талант, тренер не нашел. Но в следующих сезонах именно маленькие пятерки с Леброном на «четверке» будет решать главные матчи НБА.

Тайсон Чендлер и его потрясающая защита

Чендлера обычно вспоминают одним из первых, когда речь заходит о «Далласе»-2011, возможно, вторым после Дирка. И все дело в том, что Тайсон был ключом к той защите, которая остановила «Майами». Ведь тот «Даллас» был, прежде всего, оборонительной командой.

Именно Чендлер персонально защищался против Боша. Именно Чендлер чаще всего встречал боллхэндлеров на пик-н-ролле, выходил на них, а потом успевал отскакивать к своему. Зачастую Тайсон выходил даже на те заслоны, которые ставил не его игрок. Если Джоэль Энтони и Дирк Новицки были рядом с Чендлером, и Энтони шел ставить заслон на мяче, Тайсон перехватывал его и шел отрабатывать на пик-н-ролле.

Его подвижность позволяла ему успевать играть в такую защиту, и за счет этого работала вся система. Как только Чендлера подменял травмированный Хэйвуд или ограниченный Маинми, уровень Чендлера становился предельно очевидным: его бэк-апы и близко не справлялись (возможно, отчасти это подтолкнуло Спо не идти в смоллбол – он видел, что у соперника слабее ротация бигменов).

Отдельно нужно отметить, что в этой серии Чендлер несколько раз находил в себе какие-то дополнительные уровни обороны. Сейчас Тайсон – грузный бородач, но тогда он не только ногами перебирал быстро, а еще и прыгал как черт.

Несколько его блокшотов в концовках выглядели структурно невозможными.

А этот его прыжок за мячом смотрится неадекватно от человека его комплекции.

Уэйд был лучшим игроком «Хит». Возможно, не только «Хит»

Вообще, на эти финалы была запланирована коронация Леброна, но достаточно быстро стало ясно, что у Джеймса мало чего получается, и бремя лидерства взял на себя Уэйд.

И со временем финал запомнился всем провалом и пассивностью Леброна, а про то, насколько хорош был Уэйд, почему-то позабыли.

Когда «Хит» уперлись в эту защиту «Далласа», именно Дуэйн взял себя в руки и пошел работать. Он блочил Чендлера, проскальзывал между сдваиваниями, попадал немыслимые броски через подстраховку под кольцом, шел в пост-ап против Кидда (потом Кидд начнет чаще защищаться против Леброна, который не будет его пост-апить).

По сути, в атаке Уэйд был единственным, кто соответствовал идее «Хит» – пользоваться превосходством в таланте. Да, «Даллас» построен правильнее, но наши исполнители лучше, и это будет важнее. Если Дирк был игроком, идеально подходящим для баскетбола в этой серии, то Уэйд – игроком, который сюда вообще не подходит, но он настолько хорош, что ему плевать.

По этой серии Уэйд набирал чуть больше очков за матч, чем Дирк, при этом Дуэйн был намного точнее. 26,5 очка за матч, eFG% — 57,9 – по такой серии и с такой нагрузкой, потрясающая эффективность. Плюс 5,2 передачи, полтора блока, полтора перехвата, 7 подборов за игру – это шикарная линейка, собираемая в таком баскетболе, который вроде как создан, чтобы приносить Уэйду только страдания.

Уэйд подарил лучший финальный перфоманс в истории. Но его карьера поблекла из-за подлостей, позерства и тени Леброна

Все это при очень хорошей защите и на фоне травмы, полученной в пятом матче, после которой статистика заметно просела.

Леброн был слаб

В серии у Джеймса было два действительно классных отрезка. В середине первой игры он попал несколько трехочковых и инициировал рывок «Хит». В начале шестой игры Джеймс положил пару мячей (трешка, два дальних средних и лэй-ап) и набрал 9 очков в первой четверти. На этих отрезках он выглядел звездой. На этих отрезках казалось, что играют «Мэвс» Дирка и «большое трио» «Майами». Все остальное время играли «Мэвс» Дирка и «Хит» Уэйда.

Когда Уэйд, как и планировалось, решил сломать игру «Далласа» за счет грубой силы, превосходящего таланта и какой-то матери, Леброн подстраивался под игру, навязываемую «Мэвс». Когда Дуэйн подумал, что слишком талантлив и будет просто идти в проход, а там уже что-нибудь придумает (чем занимался весьма успешно), Леброн пытался найти правильное решение, понять, как переиграть эту защиту «Далласа».

Он хотел нащупать атаку, позволяющую найти хорошие броски за счет движения. Но там не было достаточного количества хороших бросков. Как уже говорилось, «Даллас» системно был лучше. «Майами» же нужно было работать за счет уровня исполнителей, способных обыгрывать двоих, попадать плохие броски, завершать с сопротивлением и проходить туда, куда вроде бы нельзя пройти. Это и делал Уэйд. Но когда Уэйд пасует на Леброна в концовке, чтобы Джеймс решил владение, Леброн просто отдает мяч Чалмерсу.

И особенно в этой серии бросается в глаза неспособность Джеймса пользоваться габаритами. Он не давит тех, кто уступает ему в росте. Он не идет в силовой проход. Когда перед Джеймсом оказывается кто-то маленький, Леброн пытается его обойти, а не укатать в паркет. Отсюда – никаких штрафных. В этом плане его прогресс с тех пор ошеломляет. Это был вообще другой Леброн. Да и мяч в 2011-м далеко не всегда у него в руках. «Майами» временами даже гоняют Леброна через заслоны, выводя его на получение. Это несколько упрощало атаку, но этого было недостаточно.

В четвертых четвертях того финала Джеймс набирал по 3 очка. Это как Чалмерс или Хаслем. Что примечательно: тогда об этом трубили на каждом углу. Сейчас любое слово против Джеймса – это статья за неуважение ветеринаров. Тогда же никто не стеснялся говорить, что Леброну пора взять себя в руки.

В защите у Джеймса тоже все не слава богу. Хотя на сдваиваниях Леброн отрабатывает хорошо и линии передач перекрывает, но индивидуально его то Мэрион прошивает, то Терри раскачивает.

Marion drive against LeBron James. Finishes with the off-hand. pic.twitter.com/WFn13TObDM

— Jackson Lloyd (@JLloyd952) 30 апреля 2020 г.

В четвертой игре серии Леброн набирает 8 очков. На тот момент начинает казаться, что Джеймс уже смирился с ролью вспомогательного игрока в команде Уэйда. Зачастую, он просто вываливается из игры и стоит на дуге. Но шутер из него так себе, так что…

Во всех матчах серии, кроме первого, +/- Леброна будет хуже, чем итоговая разница в счете.

2 игра: поражение в 2 очка, у Леброна «-5»

3 игра: победа в 2 очка, у Леброна «+1»

4 игра: поражение в 3 очка, у Леброна «-6»

5 игра: поражение в 9 очков, у Леброна «-11»

6 игра: поражение в 10 очков, у Леброна «-24»

А состав «Майами» был подобран с перекосом на звезд. Как говорил кто-то из игроков «Мэвс», в «Майами Хит» меня смущает то, что у них в каждом матче 3 из 4 лучших игроков. Но из-за такой схемы построения команды, уровень вспомогательных игроков был ниже, чем у «Далласа». И если «Мэвс» могли рассчитывать на своих ролевых игроков, то у «Майами» реально значимыми должны были быть именно звезды.

В общем, эта серия – безусловно, главный провал в карьере Леброна. Он выглядел слабым физически и слабым ментально. К чести Джеймса, он извлек из этого финала уроки.

Бош был в порядке для третьей звезды (но у «Хит» не было второй)

Хотя в защите он не блистал, и никто до сих пор не понимает, почему в решающем моменте второй игры против Новицки защищался именно Бош, Крис в целом провел неплохую серию.

Его средние были очень важны для пространства в атаке, и во второй половине серии Бош начал бросать их чаще и точнее.

В первой игре его подборы помогли «Майами» на старте матча.

Он попал решающий бросок в третьем матче.

В четвертой, когда Леброн оказался в прострации, Бош набрал 24.

Крис спокойно обходил соперников, когда этих соперников звали не Тайсон Чендлер.

Это хорошая серия для третьей скрипки. Просто «Хит» с таким Леброном нужно было что-то большее.

«Даллас» в концовках

Часто говорят о камбэке во второй игре. Тогда «Даллас» отыграл 15 очков за 7 минут, Дирк положил победный бросок, а счет в серии сравнялся.

Но дело в том, что «Даллас» стабильно выдавал рывки в четвертой. «Майами» ведет по 6-7 очков (а в матчах с такой низкой результативностью это – большое дело), а потом «Мэвс» подбираются и отыгрываются.

По серии «Даллас» выигрывал четвертую со средней разницей в 2,5 очка. Ни в одной другой четверти разница не превышает 0,3 очка.

Перед шестой игрой вылезает графика по результативности в последние 5 минут матча: «Даллас» – 65 очков, «Хит» – 41 очко.

И это чертовски важно, потому что серия была дико напряженная. Упорная концовка была во втором, третьем, четвертом и пятом матчах.

Отчасти такое преимущество «Мэвс» в клатче, наверное, можно объяснить тем, что «Майами» больше приходилось бегать в защите, и они сильнее уставали. А еще их лидеры получали больше игрового времени, что тоже не прибавляет сил. В четвертых «Даллас» собирал больше подборов в нападении, реже терял мяч и чаще бросал штрафные. Возможно, «Хит» действительно несколько выматывались.

А, например, в концовке четвертой игры Карлайл решил усадить Мэриона, выпустив вместо него Стивенсона, Дешон дал пространство, и команда закрыла матч (но в следующих играх Мэриона никуда не убирали).

Но главная (и с запасом) причина такой клатчевости «Мэвс» в том, что у них была единственная в этой серии безотказно работающая опция. В решающие минуты они просто снова и снова грузили Новицки.

Кажется, мы стали забывать, насколько крут был Дирк

Против Новицки защищаться не мог никто. Изначально под него кидали Энтони, а потом со скамейки выходил Хаслем. И оба защищались отлично, только без толку. Просто каждый раз, когда Дирк получал мяч на дальней-средней, нужно было сдваиваться.

И сейчас редко увидишь, что менее физически крепкий игрок стягивает сдваивание в пост-апе. Сегодня, если ты быстрее, ты атакуешь через изоляцию, лицом к кольцу. Дирк же играл спиной против людей, которые были крупнее него, но все равно стягивал двоих. Он мог настолько быстро развернуться, что сдержать его для более рослых оппонентов не представлялось возможным. Дирк либо бросит через тебя по высокой дуге, либо обойдет тебя, но ты точно не сможешь его остановить.

И степень сложности и нечестности этих бросков Новицки на уровне величайших игроков всех времен. И он почти всю серию играл с замотанным пальцем.

Дирк Новицки заставил НБА оценить Европу и пришиб Леброна

Но по статистике Дирк бросал гораздо хуже, чем по ощущениям. Данные по эффективности Новицки так себе – eFG% 44, TS% — 53. И да, это все еще неплохо для главной атакующей опции в защитной команде, для игрока, часто атакующего из статики и берущего много средних. Да и сама реализация была не так важна, потому что после того как Дирк пару раз попадал, на него стягивались двое уже при получении, просто чтобы убрать мяч у него из рук. То есть его влияние на атаку было чертовски велико, независимо от того, попадал он или нет.

Тем не менее, его процент выглядит как-то неправильно, он совсем не совпадает с визуальным впечатлением от игры Новицки. И этот феномен объясняется игрой Дирка в клатче, которая, конечно, запоминается сильнее. В четвертых его процент реализации взлетал – eFG% — 54, TS% — 68. И нельзя сказать, что Дирк начинал делать что-то иначе. Вообще, весьма сложно проследить связь между тем, насколько открыт его бросок и насколько велика вероятность попадания. Факт в том, что Дирк начинал попадать все подряд.

Может, он со временем ловил ритм (в четвертой он атаковал еще чаще). Может, соперники действительно несколько выдыхались. Так или иначе, когда это было нужно, Дирк просто набирал очки с дичайшей эффективностью.

В четвертых четвертях этой серии у Новицки больше 10 очков в среднем.

И конечно, отдельным пунктом идет немецкий вариант Flu game, когда Дирк с температурой наковырял 21 очко (с никаким процентом), дал «+7» в матче, выигранном в 3 очка и попал решающий лэй-ап через Хаслема.

При этом нужно отметить, что Дирк, которого часто критикуют за оборону, в этой серии защищался достойно. Он часто оказывался в роли человека, который страхует страхующего (Чендлера), и с этими функциями справлялся. Новицки неплохо стягивался на проходы и часто выбивал мяч у соперника. Руки у Дирка реально очень быстрые, и такие игудаловские перехваты ему удавались на ура. Конечно, в качестве рим-протектора или оборонительного «большого» на пик-н-ролле Дирк был по большей части никакой, но в целом защиту выдавал на приемлемом уровне.

Немного интерактива: Дирк в этом финале бросил 46 штрафных. Как думаете, сколько он промазал? А тот, кто даст правильный ответ, сможет абсолютно бесплатно узнать, сколько штрафных Новицки в этом финале попал.

Восприятие «Хит»

«Майами» к началу финалов подходил в статусе злодеев. Искусственно созданная команда из молодых звезд, которые решили обмануть НБА и вели себя так, как будто уже построили династию еще до того, как провели вместе хотя бы одну тренировку.

И перед каждой игрой говорящие головы в студии повторяли: «Майами» еще ничего не добился, они вели себя слишком вызывающе, пусть теперь подтвердят слова игрой, иначе это будет провал.

Все как бы понимают, что «Майами» чертовски талантлив, но из-за их манеры подавать себя, никто не готов признавать их заслуги раньше времени.

И, с одной стороны, к «Хит» реально цеплялись. Все до сих пор вспоминают, как во второй игре, когда «Майами» уходил на рывок, Уэйд попал трехочковый из угла и начал красоваться перед скамейкой «Мэвс». Окей, он только что сделал преимущество команды «+15» за 7 минут до конца, и все идет к тому, что «Хит» поведут в серии 2-0. Логично, что он доволен, нет? И как насчет того, что Терри набил кубок Ларри О’Брайена на руке еще до того, как взял титул? Это не заносчивость?

С другой стороны, такое отношение «Хит» заслужили. В четвертой игре Новицки играл с температурой за 38 и выглядел откровенно больным. Перед пятой игрой Уэйд и Джеймс показательно кашляют перед камерой, откровенно передразнивая Новицки. И это такое же полное отсутствие достоинства, как Решение или презентация команды, которая еще ничего не выиграла.

Это то, из-за чего потом к тебе будут цепляться уже без особого повода.

Восхождение Чалмерса

Все помнят Марио как основного разыгрывающего «Хит» времен Леброна. Но в первый сезон большого трио, в старте «Майами» играли то Карлос Арройо (в начале «регулярки»), то Майк Бибби (выходил в основе на все матчи плей-офф). Относительно неопытный Чалмерс же чаще играл со скамейки.

Но в финале Рио завоевал свое место в основе на годы вперед. Он защищался лучше, чем Бибби, он брал те броски, который Бибби брать боялся, и попадал те броски, которые Бибби мазал (вообще, нужно отдать Бибби должное: он был ужасен и в итоге вылетел из ротации, уступив свои минуты Эдди Хаусу).

Во второй игре Чалмерс воспользовался затупом Терри, который непонятно зачем был в этот момент на паркете, и попал важнейший трехочковый, сравнявший счет за 24 секунды до конца матча.

Достаточно быстро стало ясно, что Чалмерс – лучший вариант «Хит» на позиции первого номера, а к шестой игре он перешел в старт. И именно после этого финала Марио стал безоговорочно стартовым игроком «Майами».

В итоге Чалмерс оказался приличным 3&D игроком, номинально занимающим позицию разыгрывающего, что оптимально подходило для Джеймса и Уэйда. При этом нужно отметить, что у Марио хватала уверенности в себе, чтобы не принимать близко к сердцу регулярные наезды звезд «Хит», а это немаловажно.

Бареа в старте и Джейсон Кидд на «тройке»

Если Чалмерс вышел в старте только на шестую игру и был скорее просто исполнителем более высокого уровня, чем Бибби, то вот Бареа Карлайл двинул в основу в середине серии, и это сделало качественную разницу в игровой модели.

Дело в том, что у «Далласа» не то чтобы было много креативщиков в старте. Джейсон Кидд в основном заигрывал открывающихся партнеров или стоял наверху в ожидании скидки, чтобы получить открытый бросок или двинуть мяч дальше. Он не был агрессивным созидателем. Стивенсон – ограниченный 3&D игрок. Чендлер – стандартный центровой, который не может вывести себя на бросок в нападении. Мэрион иногда играет спиной, иногда проходит, но это все крайне редко. И получается, что в старте единственный реальный инициатор – Новицки, который ни разу не боллхэндлер. При этом, когда Батлер вылетел с травмой и его место занял не особо бросающий Мэрион, вокруг Новицки еще и стало меньше пространства.

И так играть было можно, но Карлайл решил, что можно добавить в основу креатива в лице Бареа, сдвинув Кидда на «тройку» (по крайней мере, в защите).

Это оказалось возможным благодаря тому, что Кидд даже в 38 лет мог прилично защищаться, и его можно было двинуть на опеку более крупного оппонента. А еще это было возможно благодаря пассивности Леброна.

Дело вот в чем. Бареа в силу габаритов мог играть только против Чалмерса или Бибби. С его переводом в старт Кидда нужно было двигать дальше. Но Джейсон не особо справлялся с Уэйдом один в один, а Дуэйн был агрессивен в атаке. Поэтому, когда ДжейДжея кинули в старт, Кидда переключили не на Дуэйна, а на Леброна. И в первом же матче против Кидда Джеймс… набрал 8 очков (хотя в концовке Кидд все же опекал Уэйда, а против Джеймса играл Стивенсон). В дальнейшем Кидд и Мэрион будут время от времени меняться подопечными, не давая Джеймсу и Уэйду заскучать.

В целом, Кидд проделал отличную работу в защите по серии, он загонял соперника в подстраховку, пролезал через заслоны и читал передачи соперника, а его защита в том плей-офф была потрясающей.

А переведенный в основу Бареа регулярно обострял из пик-н-роллов, бросал с ведения или проходил под кольцо. Это то, чего у «Далласа» в старте не было. Глядя на точность бросков ДжейДжея, кажется, что толку от такого креатива мало. Но, если в первых трех матчах, когда Бареа играл со скамейки, он бросал действительно ужасно, то в трех играх после перевода в старт, пуэрториканец попадал 50% с игры и 50% из-за дуги, а его атакующий рейтинг был 122.

Бареа был особенно хорош именно во второй половине серии, потому что «Майами» начал несколько менять защиту. Изначально их сдваивания были акцентированными, но со временем стало очевидно, что переключаться игроки «Хит» не успевают, и защита несколько изменилась. Игроки «Майами» начали раньше времени возвращаться к своему. То есть твой «маленький» еще не восстановил позицию против боллхэндлера, а ты уже убегаешь. И на какой-то момент боллхэндлера соперника не держит никто, чем отлично и пользовался Бареа, бросая с ведения или убегая в проход.

Возможных причин у такой защиты «Майами» было две. Во-первых, это был единственный способ успеть за движением «Далласа» – уйти из сдваивания раньше и украсть доли секунд. Потому что игроки «Мэвс» стоят слишком широко и в противном случае выйдут на открытый бросок. Во-вторых, к концу серии «Майами» откровенно сдох. Во второй половине шестого матча Хаслем еле перебирает ногами. Пока «Даллас» защищался по периметру «краски», «Майами» работал до дуги и покрывал гораздо большую площадь. К концу серии у «Хит» просто не было сил отрабатывать так же, как в начале финала.

И вот против такой защиты пик-н-ролльный «маленький» с броском – очень эффективное оружие. И начиная с четвертой игры «Даллас» постоянно держит на паркете либо Бареа, либо Терри.

Вообще, нужно отметить, что четвертый матч собрал в себе все основные переломы серии.

Самое ценное чемпионство НБА в XXI веке – у Новицки. Но «Торонто» подобрался очень близко

Бареа переходит в старт и меняет атаку «Мэвс».

Кидд чаще опекает Леброна, и тот набирает 8 очков.

Новицки с температурой кладет победный бросок.

Сочетание Терри-Кидд-Стивенсон-Новицки-Чендлер в концовке матча играет 9 минут (в два раза больше, чем за три первые четверти) и выходит в «+8».

Джейсон Терри

Терри стал одним из главных игроков финальной серии. Он выходил со скамейки и начинал долбить свои пик-н-роллы один за другим, преображая атаку «Мэвс» и накручивая давление на защиту соперника. Эта версия Джейсона уже могла не только обыграть один на один или бросить с ведения, но и отдать достаточно сложную передачу, что делало Терри полноценным боллхэндлером.

Поначалу, когда Бареа еще не выходил в основе, появление Терри было как глоток свежего воздуха для нападения «Далласа». Это как Лу Уильямс в прошлогодних «Клипперс», когда команда реально ждет выхода своего шестого. Только Терри делал это на уровне финальной серии.

И, как и Бареа, Терри очень прибавил по ходу серии, когда сдваивания и заступы «Хит» стали менее акцентированными, позволив боллхэндлерам «Мэвс» быть агрессивнее. Во второй половине серии Терри стал уже полноценной второй звездой «Маверикс» Он брал большую нагрузку, заваливал тяжелые броски, когда атака стояла, инициировал рывки и вел нападение.

В двух последних матчах серии Терри набрал 48 очков, включая 27 в шестом матче, когда у Новицки явно не шла игра, и Джейсон стал основной опцией «Маверикс».

Мэрион, Стивенсон и ненависть

Матрица и Дешон в этой серии были откровенно ролевыми игроками. Стивенсон – классический 3&D игрок (который отлично попадал из-за дуги в этой серии). Мэрион вроде как и может вывести себя на бросок из-под кольца через проход или пост-ап, но делает это не часто. А в остальное время Матрица – просто форвард, который не может реализовать бросок (и его дерганая как бросок кобры  механика это вообще отдельный разговор).

Для таких людей главное – защита и хастл.

Мэрион и Стивенсон защищались против звезд «Хит», но еще привносили в игру страсть и показывали, что для них это – личное.

Стивенсону было легко найти повод не любить «Хит», у них с Леброном история идет еще со времен «Вашингтона» и «Кливленда». И, с одной стороны, Дешон вел себя намного скромнее, чем в сериях «Уизардс» и «Кэвс», с другой стороны, у Стивенсона природный талант к тому, чтобы бесить людей.

Запомнился момент, когда «Даллас» сфолил и игрок «Хит» упал с мячом в руках. Свисток, игра остановилась, и Стивенсон подбегает и начинает вырывать мяч, а Леброн говорит: да на кой черт, наш же мяч! Действительно, на кой черт. Как насчет «потому что я – Дешон Стивенсон»?

Ну и, естественно, запомнилось это.

CENAS LAMENTÁVEIS!

Udonis Haslem e DeShawn Stevenson se estranharam no meio da quadra!

Clima tenso em Miami! #MFFL #NBAnaESPN pic.twitter.com/hSoC0bSyZ3

— Mavs Brasil (@brasil_mavs) 3 апреля 2020 г.

К слову, тогда всерьез обсуждали возможность дисквалификаций. Дело в том, что запасные игроки вышли на паркет во время тайм-аута, но в этот же момент началась стычка. И получилось, что формально игроки покинули скамейку во время потасовки, а за это идет автоматическая дисквалификация. Лига вроде как сказала, что автоматически отстранять всех подряд не будет, но кого-то до седьмой игры могли бы и не допустить. К счастью седьмой игры не было. А вообще был бы забавный лайфхак под плей-офф:

– ждешь, пока лидеры соперников сядут на лавку

– предупреждаешь своих игроков, чтобы сидели на скамейке как приклеенные, что бы ни случилось

– берешь тайм-аут

– ждешь, пока игроки со скамейки соперника выйдут на паркет поприветствовать товарищей

– кричишь «в атаку!», и твои парни начинают стычку

– лидеров соперника дисквалифицируют

– в следующей игре у тебя явное преимущество

– профит

Пока Стивенсон подстрекал соперника к невооруженному (хотя кто их знает, этих бывших игроков «Уизардс) конфликту, Мэрион беспрерывно оттачивал навыки трэш-тока на Леброне.

Отдельно очень запомнилось то, что Мэрион вообще не затыкался pic.twitter.com/gwpgx9WgyC

— Игорь Сошников (@soshnickov) 30 апреля 2020 г.

Эти ребята подогревали обстановку и давили как могли. Но, когда речь заходит о хастле, Брайан Кардинал – это вообще отдельный пункт.

Нет, серьезно

Брайан Кардинал становится легендой

I mean how could MJ compete with such modern athletes

Like Brian Cardinal
JJ barrea

Jason Terry

50 year old Howard in the 2011 finals 4th quarter pic.twitter.com/EeESRRoNYE

— Martin Brian Ansah (@DaAnsahonSports) 20 апреля 2020 г.

Изначально Кардинал не был игроком ротации. Перед ним были Стоякович, Батлер, Новицки, Мэрион – все они стабильно получали игровое время. Но Батлер травмировался, а Стоякович оказался неиграбелен. Это приоткрыло дверь в ротацию. Потом Хэйвуд получил травму, а Маинми не слишком готов его заменить. В итоге Кардинал оказывается вполне рабочим вариантом – он попадает дальние броски, он достаточно крупный и упирается в защите, если он не справляется, то фолит от души, и всегда ищет возможность поймать соперника на фоле в нападении.

Был ли он смешным? Да. Но был ли он полезным? Тоже да. Его старательность, самоотдача и карузо-подобная харизматичность мгновенно сделали Кардинала любимцем публики.

Маленькие моменты

На скамейке «Далласа» сидят Стоттс и Кейси, тогда – ассистенты Карлайла

«Даллас» как будто боится убегать в прорывы. Они настолько переживают о том, что за ними бежит Леброн, что каждый прорыв – это какое-то неуверенное ковыряние.

Мало кто помнит, но Кьюбан попросил вручить кубок не ему, а Дональду Картеру – первому владельцу «Мэвс» (но Марк, конечно, тут же отнял трофей).

Наследие

Изначально «Хит» рассматривались как команда, которая слишком сильна, чтобы проиграть. И собрать такого монстра было неправильно, неспортивно, нечестно по отношению к лиге. И вот они проигрывают, и оказывается, что это все еще просто баскетбольная команда. А значит, ее грядущие успехи действительно чего-то стоят, и объединение нескольких оллстаров в прайме – не такой уж и жалкий ход (ну, раз он, как показала практика, не приносит неизбежного успеха). Конечно, давление с «Хит» не спадет до первого титула, но их уже не будут так ненавидеть.

Хотя перед серией говорили, что если «Майами» проиграет, то это приговор наследию всех участников «большого трио». И вот Джеймс не просто проигрывает титул, он ведь и индивидуально провалился. Но это поражение не сделало «Майами» неудачниками, оно несколько очеловечило «Хит», понизило для них планку и отпустило им грехи. А еще – указало на слабые места, подтолкнув к прогрессу как Джеймса, так и организацию.

После поражения от «Мэвс» Леброн станет лучше и сыграет еще в 7 финалах подряд. И в каждом из них у Джеймса уже не будет недостатка шутеров.

Для «Далласа» же эта серия стала одним большим выдохом. Большинство ключевых игроков тех «Мэвс» – это же сборная неудачников. Кидд проиграл два финала, Новицки и Терри проиграли по одному, Мэрион в свое время вообще так и не дошел до финала с очень сильными «Санс». Карлайл, Кьюбан, все они были близки к титулу в какой-то момент, но никто из них до этого не добивался успеха.

И вот все они, наконец, закрыли этот вопрос. Новицки так расчувствовался, что убежал в раздевалку, и не знал, что дальше делать, пока ему не объяснили, что он будет жалеть всю жизнь, если не отпразднует этот момент со своими партнерами.

А Дешон Стивенсон наконец-то вышел из серии с Леброном победителем:

То, что должно было стать коронацией таланта, превратилось в торжество командного баскетбола.

То, что должно было показать, что чемпиона можно собрать в пробирке, стало триумфом верности своей команде.

А то, что должно было стать чуть ли не формальностью, оказалось одной из лучших финальных серий в новейшей истории.

Джордан – лучший по победным броскам под сирену. У Леброна больше всех в плей-офф

Фото: East News/AP Photo/David J. Philli, AP Photo/Lynne Sladky; globallookpress.com/ss5/ZUMAPRESS.com; Gettyimages.ru/Tom Pennington, Ronald Martinez, Larry W. Smith-Pool

Источник: http://www.sports.ru/

Оставить ответ