«В футбол нельзя играть так, как будто ходишь в офис». Тотальный разбор карьеры Пабло Аймара – кумира Месси

Андрес Д’Алессандро

Хавьер Савиола

Жорже Жезуш

Клаудио Раньери

Сарагоса

Ривер Плейт

Бенфика

Рафаэль Бенитес

Марсело Бьелса

Ла Лига

Сборная Аргентины по футболу

Валенсия

Лионель Месси

Хуан Роман Рикельме

Пабло Аймар

Футбол

Отвечал за магию в «Валенсии» начала 00-х.

Легко свести текст об Аймаре к банальности: он был тем, кто вдохновлял Месси. И тем, про кого Диего Марадона сказал: «Сейчас Аймар – это единственный игрок, за просмотр игры которого я заплатил бы любые деньги».

Это правда, но далеко не вся. Кажется, это даже не самая главная из всех правд о нем. Хотелось бы больше поговорить о другом: кем он был в отрыве от главного клише, с кем и против кого сражался в далекие и прекрасные времена.  

Поэтому попробуем исследовать Пабло Аймара через: его команды, его тренеров, его современников и соперников.

Аймара заметил Пекерман. Он играл и подружился с Рикельме в молодежке

В 1994 году Хосе Пекерман путешествовал по стране, просматривая талантливых парней для сборной U17. Наблюдая за игрой Аймара и даже не зная его имени, он сказал своему сопровождающему, что парень скорее плывет по полю, а не бежит, и напоминает ему маленькую газель.

Первое, что бросалось в глаза при виде Аймара – дриблинг. Но Пекерман опытным взглядом выделил черту, которая определит этап карьеры Пабло в «Валенсии» – вертикальный инстинкт игры, стремление отдавать вперед каждым касанием. Тренер подошел к нему и пригласил на национальную стажировку в Буэнос-Айрес.

«Меня? Может быть, вы ошибаетесь и я не настолько хорош?» – переспросил юноша. Пекерман редко ошибался в оценке таланта. И даже если у тебя нет профессионального клуба за спиной – ты в сборной. Хосе, последователь Менотти, всегда ставил технику приоритетом для оценки любого игрока, в противовес тактическому балансу Билардо.

***

Аргентина – Англия, конец 1990-х, Майкл Оуэн… Почти наверняка ваша первая ассоциация – матч на чемпионате мира 1998 года. Однако за год до него состоялась игра молодежного чемпионата мира, в которой Аргентина победила Англию с Оуэном, Каррагером и Мерфи. Во многом благодаря вдохновенной игре загадочной пары из непримиримых соперников, «Ривера» и «Боки», Аймара и Рикельме:

В этой команде мы увидели:

  • два уровня ответственности за развитие атаки (ниже – Рикельме, выше – Аймар);
  • черновую работу от Пабло;
  • классическое распределение обязанностей, вплоть до номеров на футболках: Маркич (6) – Рикельме (8) – Аймар (10).

Чтобы понять величину временной пропасти, забавный факт: в той игре Эстебан Камбьяссо бегал на фланге и с длинными волосами. На этом турнире и зародилась дружба Романа и Пабло. Пекерман поступил мудро, раздвоив угрозу, отдав полномочия восьмерки Рикельме и поставив Аймара на любимой позиции, десяткой.

Рикельме и Аймар в 2005-м

По словам Пабло Сорина, Пекерман прививал единую дисциплину всем молодежкам: амуниция должна быть в порядке, футболка заправлена, никаких скандалов и опозданий. Итог: 3 мировых и 2 континентальных титула для Аргентины в категории до 20 лет, включая и этот, с Аймаром в составе.

Молодой Пабло зажигал в «Ривере» – отдавал на Саласа и сажал любого опекуна на желтую

Один из координаторов молодежного «Ривера» рассказал любимую историю про первый просмотр Аймара: «Никогда этого не забуду. При первом же столкновении с соперником он пробросил мяч между ног у огромного защитника, который опекал его. Тот пошел разбираться. «Я в клубе 6 лет. Ты не можешь делать то, что сделал!» – крикнул он ему. Мы схватили этого здоровяка и прояснили данный вопрос: «Какие 6 лет? Заткнись и аплодируй!»

Пабло дебютировал в «Ривере» в 16 лет в команде с Франческоли, Ортегой, Альмейдой, Гальярдо, Креспо и Солари (и все они признавали, что пацан очень хорош), а в 21 год отправился в Испанию.

Вечная отличительная черта раннего Аймара – он утопал в безразмерных футболках того времени. Всем казалось, что сын какого-то болельщика выбежал на поле и стал играть с взрослыми мужчинами.

Вторая такая черта – детское лицо. «Когда ему было 20, он выглядел на 10», – шутили на трибунах.

Здесь он взаимодействовал в тройке с 17-летним Савиолой и Анхелем. Для 19 лет играл очень уверенно и уже забрал себе стандарты.  

В этом матче Аймар забил гол, который прервал самую длинную на тот момент серию превосходства одной команды над другой в противостоянии «Ривера» и «Боки» (5 лет, 9 официальных матчей). Сделал он это парашютом с края штрафной площади, что у кого-то вызвало вопросы и появление анекдота: не навешивал ли он на миниатюрного 17-летнего Савиолу? Согласно легенде, Пабло нашел, чем парировать: «Вы его видели вообще?»

«Я много играл за «Ривер», пока меня не продали. Тренировался с Саласом, Ортегой, Гальярдо. С Франческоли! Это был университет, пока все остальные ходили в школу. У таких людей учишься не только футболу, но и поведению», – вспоминал Пабло. Когда Аймар в первый раз появился в той раздевалке, даже без бутс, Ариэль Ортега взял одну из своих пар и просто подарил ему. 

В «Ривере» его искали на поле уже в 17-летнем возрасте, уступали мяч, подобное отношение к юниору говорит о величине таланта. «Аймар – особенный. Если я в центре, он найдет меня, всегда найдет», – вспоминал Марсело Салас. Погоня за ним на поле стала проклятием для защитников. В одном из матчей, против «Чакариты», тренер соперника применил персональную опеку против Паблито. Первый защитник продержался 24 минуты без желтой карточки, заменивший его – 28, очередная смена караула. «Рокировка тюремщиков», как ее назвали, закончилась лишь с финальным свистком. 

После отъезда Гальярдо Аймар без особых сомнений забрал №10 – и это в «Ривер Плейте».

В «Валенсии» Купер позволял Аймару творить, но заставлял опускаться на одну линию с опорником при обороне

Из огромного числа предложений Аймар выбрал «Барселону», но новый президент клуба в итоге предпочел Марка Овермарса. Прибыв в «Валенсию», Пабло сказал о том, что хочет добиться не меньшего успеха, чем Марио Кемпес и «Пьохо» Лопес (по совпадению, все трое – уроженцы одной провинции, Кордова). Цена вопроса – около 24 миллионов евро и семилетний (!) контракт.

Величайшим решением Купера было предоставить Аймару свободу играть так, как тот хотел, но при соблюдении правил дисциплины и работы без мяча.

Против «Арсенала» Венгера:

4-1-3-2, почти без мяча, нередко садился на один уровень с Барахой (фактически в 4-4-2), много работал без мяча и на контратаки. Оборонительная нагрузка против пары Виейра-Парлор.

Подобная работа без мяча подсвечивала объяснимое ограничение Аймара. Первый гол «Арсенала» стал следствием нехватки навыков противодействия превосходящим в габаритах противникам: Виейра увидел зазор между Мендьетой и Пабло и со свойственной ему грацией ледокола потащил в него мяч. Страховать такие случаи был призван Бараха, но француз грамотно стянул подстраховку в лице Рубена и Англома и сбросил мяч на фланг.

Через две минуты, при втором голе, Парлор прошел линию полузащитников «Валенсии», включая Аймара, и выстрелил с внушительного расстояния, вновь не дожидаясь пока его встретит Бараха. Еще через 4 минуты Виейра обыгрывает двух игроков «Валенсии» (один из которых Пабло), продвигает мяч и выводит Анри один на один. На 68-й минуте Аймара меняют.

Дополнительный негативный момент здесь – отрезки матча, когда Пабло оказывался «под мостом», а это худший сценарий любой десятки: обилие длинных передач, мяч в воздухе, скорости и хаос, оборона работает на вынос, а не регулирует начало атаки через грамотный пас.

Против «Лидса» О’Лири, из того же периода:

Классика «Валенсии» Купера, когда вес ответственности падает на максимальное количество опор, присутствуют лидеры линий, фаз обороны и атаки. Полузащита здесь – яркий пример распределения нагрузок. Действия двумя пятерками: 4+1 (Альбельда) +1 (Аймар) + 4.

Бенитес и первое чемпионство (2001/02): оборонительный фундамент + частичная свобода Аймара

Рафа Бенитес был малоопытным тренером с чередующимися полосами, мнения о его назначении были далеки от консенсуса, его могли уволить даже по ходу сезона.

С продажей Мендьеты вес творчества упал на хрупкие плечи Аймара, которому тренер предоставлял хоть какое-то подобие карт-бланша на перемещение внутри схемы.

Кредо Бенитеса и версии «Валенсии»-2001/02 – оборонительная надежность как самый важный аспект игры, прагматичная атака, как ее тогда называли, с равномерным распределением скудной голевой нагрузки. Аймару нужно было перестраиваться.

«Я не знаю, что случилось бы, перейди я в другую команду, а не в «Валенсию». Приехав из «Ривера», который владел мячом около 70%, я оказался в кардинально иной команде, на порядок меньше владеющей мячом, – описывал время после трансфера Аймар. – Мне нужно было расти, адаптироваться и понимать, как мы можем соревноваться с главными соперниками. Со временем я научился значительно меньше касаться мяча. Я понимал обстоятельства, необходимость контратак».

Против «Депортиво» Ируреты:

Испанская партия, где зеркало Аймара в составе соперника – Хуан Карлос Валерон. Черты той «Валенсии»: трудовая этика + темп + методичность удушения. Краеугольный вопрос матча: «Кто эффективнее оставит плэймейкера соперника без мяча?»

Задача Аймара при таких вводных: корректировать огонь нападения, он человек с биноклем. «Я осознал эту адаптацию, потому что понял тот способ, которым мы должны были победить «Барселону» и «Реал». Нужно было сказать себе: «Я хочу побеждать!» Мне было 21-22 года, но я хотел побеждать. И способ победить с этой командой, помимо хороших партнеров, заключался в следующем: атаковать меньше, но быстрее и целенаправленнее, доводить каждую комбинацию до удара», – делился мудростью аргентинец.

Вторая часть сезона 2001/02 – лучший Пабло Аймар за всю карьеру (по его собственному мнению). Вот та команда, с распределением игрового времени в старте, по каждой позиции или блоку схемы:

Чаще всего 4-2-3-1. 5/2 – учет времени внутри единого блока полузащиты, 5 человек на 2 позиции. Отдельный блок – единственный опорник (редкость). Позиция Аймара – десятка в схемах, где она есть и приличная доля времени со скамейки в иных схемах.

Созданная, чтобы не пропускать, с парой аргентинских церберов Пеллегрино-Айяла и гранитной стеной Альбельда-Бараха чуть впереди, «Валенсия» была агрессивна в отборе, внимательна к тактическому балансу. «Она предпочитает, чтобы ее сложно было обыграть», – писали о «Валенсии» журналисты. Бенитес кропотливо работал с Аймаром, учил движению без мяча, маневрам, меньшей загрузке касаниями: «Он повторял мне, что лучше один раз коснуться мяча в штрафной площади, чем 6 раз за ее пределами. Я предпочитал всегда быть в поле зрения партнеров, давать им дополнительный вариант», – вспоминал Пабло.

Аймар признавался, что получал больше удовольствия от игры в Аргентине, но понимал ключи к победе: быть рациональным, делать то, что нравится меньше, но с тем же усердием, привыкать, выжимать голы по капле, удивлять чужую оборону и не бояться ошибаться.

Ту версию «Валенсии» сравнивают с чемпионским «Атлетико» Симеоне: несгибаемые центральные защитники, жесткий досмотр в опорной зоне, дисциплина, бесконечные 1:0, где единица – это чаще всего и есть проблеск Аймара. Как следствие: по 7 побед с этим счетом в обоих чемпионских сезонах, по 27 пропущенных мячей, 37 игр на ноль за 2 сезона.  

Уникальный стиль Аймара вдохновил Месси

Давайте детально разберем его ключевые приемы.

Хорхе Вальдано, описывая талант Аймара, сказал: «Он упрощает сложные вещи». Менотти сравнивал его с Микаэлем Лаудрупом.

В Пабло удивляло сочетание микротактики и макротехники. Главным образом это отражалось в манере движения. Вот основные черты:

Ключевые плюсы и особенности:

• аномальное движение под мяч, фигура подстроения;

• оттяжки в глубину, смена направления движения без мяча, широкие петли с целью занять новую позицию;

• Аймар был великолепным «официантом» для огромного количества форвардов, обладал умением работать на чужую зачетку, изучал партнеров (Анхель, Савиола, Миста, Милито, Кардосо и т.д.);  

• взгляд наверху, голова поднята. Он умел оценивать окружение в движении (это качество роднит его с Месси, пожалуй, больше всего). Про таких говорят: играет с поднятым перископом. Дриблинг с параллельным поиском проникающей передачи – основное уникальное качество Пабло:

Грамотно сбросить мяч с ведения получалось не всегда, но это записанная в код черта стиля;  

• Аймар вообще не боялся ошибаться при обострении, гнул свою линию через весь матч;

• способность стягивать подстраховку, проходы через центр. Алгоритм примерно такой: первого соперника Пабло проходил на дриблинге, что вынуждало защитников или опорников стягиваться из близлежащих зон, ближе к траектории его движения, встречать. Он забирал внимание на себя и искал вариант слева/справа. Стянуть подстраховку и отдать на набирающего скорость флангового игрока – классика от Аймара;

• легкие ноги. Создавалось впечатление, что Аймар скользил по поверхности газона. Большинство просмотренных матчей – не лучшего качества, но Пабло было довольно легко идентифицировать по манере движения. Об этом недостаточно часто говорят, но подобная манера очень ценится: аналогично уровню катания у хоккеистов или работе ног в боксе/баскетболе. «Едва касаясь земли» – наверное, именно так и должен выглядеть слоган фильма или биографии о нем;

• хобби аргентинца со времен игровой карьеры – чтение, а это о многом говорит.

Итог: Аймар – десятка не только от передачи, но и от движения/прохода, созидающая и из динамики в том числе. «Хорошо играть – это значит хорошо выбирать из нескольких вещей: удар, дриблинг, пас. Хороший выбор – самое сложное», – такова суть игры в понимании Пабло.

Техника как визитка:

• отголоски уличного футбола и плохих полей в детстве: убирал мяч под стопу как в банковскую ячейку, лез в минимальные пространства, одно-два касания при разворотах вокруг оси. На Аймара нужно было переключаться сразу либо действовать превентивно, особенно обороняясь от зарождающегося прохода;

• способность убирать мяч прямо из-под носа защитника, понимание момента, когда противник выбросится на тебя, умение использовать инерцию против обороняющихся, работать с мячами на уровне пояса, смягчать сложные передачи;

• часть действий аргентинец проводил с места (дриблинг, удар без особого разбега), после полной остановки, как любил играть Роналдиньо. Если такой парень замедлился перед тобой, застыл памятником, это опасный сигнал – готовит что-то несуразно прекрасное;  

• внимание к мелочам. Прежде чем играть на каком-то новом для себя стадионе, юный Аймар выспрашивал у опытных администраторов «Ривера» о размерах и состоянии игрового поля. «Мы приезжали заранее, а ему нужно было знать данную информацию до начала матча. Когда ему говорили: «Достаточно мокро!», он уточнял и переспрашивал, уверены ли мы», – вспоминал один из них.

Проще говоря, не повторяйте моих ошибок (легко залипнуть на этом ролике надолго, отрешившись от дел, а еще важно – слушать реакцию публики):

С точки зрения техники игроки вроде Аймара и Месси служат прекрасным олицетворением одного из тезисов Хорхе Вальдано: он верит в автономию ног в ситуации, когда нужно решать моментально и нет времени консультироваться с мозгом. Те самые инстинкты – ноги сами знают что делать.

В Аргентине игроков склада Аймара чаще всего называют enganche (аналог десятки, ведущей игру). Из-за проходов на дриблинге по прямой, с минимальными отклонениями его также называли surfista («серфер»). Последнее определение – gambeteador (игрок, чья суть – это дриблинг, гамбета). Существует поверье, что гамбета может разрушить любую тактическую схему, а Бьелса отмечал, что научить подобному невозможно. В Аргентине принято считать, что дриблинг, ведение мяча – это не про конусы и идеальное покрытие. Дриблинг – это улица рядом с домом, удовольствие от того, что обвел соседа, а не конус, – на пыльном кочковатом поле, а не на бильярдном столе. И Аймар – лучшее олицетворение такого подхода.

Один из врачей «Ривера», вспоминая о дриблинге юноши, говорил: «(непечатный эпитет). Когда Пабло в очередной раз сбивали, мне приходилось бежать и смотреть, что с ним. И когда я добегал до места, где против него сфолили, он уже вставал и всегда заявлял одно и то же: «Не больно!».   

Недостатки Аймара, которые можно выделить:

• как уже говорилось, два главных негативных сценария: оказаться «под мостом» (когда со своей половины не летит ничего короче 20 метров, обилие передач в борьбу) и долгие простои без мяча (только беговая работа, нет отрезков контроля);

• легко мог полезть в стену из нескольких защитников на дриблинге;

• вы не увидите идеального исполнения всех передач вперед от Аймара (случались и откровенные передачи-кирпичи). Пабло – векторный игрок, и это мышление (постоянно играть вертикально) порой мешало ему, выглядело неуместно, вело к потерям, являясь его отражением. Награда же за риск и ошибки – эксклюзивные передачи;

• со временем падал объем черновой работы Аймара (легко объяснимо), однако он не был «чистюлей». В лучшие годы менталитет был примерно такой: «Да, у меня нет твоих габаритов, но я все равно покусаюсь». Увидеть Аймара в подкате или  прессинге – никакой не раритет. Купер и Бенитес значительно перестроили атакующего полузащитника: Пабло мог пыхтеть в защите, царапаться и поторапливать опорника соперника;

• часто собирал злобные/тактические фолы, когда соперник должен был срубить наверняка, под корень (прямое следствие – букет мелких травм, накопительный эффект). На него сыпался град фолов, Пабло буквально вызывал огонь на себя;

• «Валенсию» важно было поставить в условия, когда через Аймара невозможно вести игру (много верховой борьбы с невозможностью положить мяч вниз), создать максимально агрессивную среду вокруг аргентинца, повязать сопротивлением. Габариты Пабло по прибытии в Испанию: 170 см, 62 кг;

• Аймара довольно часто меняли, равномерное распределение энергии не входило в число его козырей.

На вопрос, почему Месси могла так понравиться его игра, Пабло выделил: 1) скорость 2) дриблинг 3) способность всегда смотреть вперед, вертикальность 4) детскую радость от игры в футбол. 15-летний Лионель в интервью Barca TV сказал: «Я думаю, что все игроки разные, но у меня есть стиль Аймара. Он играет быстро, принимает решения до приема мяча, сразу знает, что делать. Впечатляет его скорость, то, как он организует игру».

В том же 2002 году Аймар играет против следующего сочетания «Барселоны»:

Пересечение по территории с Хави. Тотальное превосходство «Барселоны» по владению ведет к тому, что Аймар чаще играет рядом с ударным форвардом, настроен на высокую позицию, чтобы лучше разыграть контратакующие карты. Пабло здесь – игрок для тех, кто в осажденной крепости. По степени влияния и поставленным задачам его отчасти можно сравнить с Антуаном Гризманном времен «Атлетико».

«Один из моих кумиров. Аймар, я желаю тебе всего наилучшего. Спасибо за то, что заставлял нас наслаждаться твоей магией», – такой была реакция Месси на завершение карьеры Пабло. Одно из прозвищ Аймара – «El Payaso» или «Клоун», из-за стремления развлекать зрителей на трибунах. С другой стороны, оно ему никогда не нравилось. Пабло дал понять, что согласен с аналогией одного из журналистов, что если он и развлекал публику, был клоуном, то Месси – это цирк в полном составе: слоны, клоун, канатоходец, жонглер и далее по списку. В начале карьеры Лионель признался, что в тот период просил обмена футболками лишь дважды: с Аймаром после первого матча с «Валенсией» и с Зиданом после первого класико.

Второе чемпионство (2003/04): фланги и рост результативности

В сезоне-2003/04 «Валенсия» не утратила оборонительной надежности, но прибавила во фланговой игре, повысила результативность, лучше заточилась под форварда (Мисту).

Против «Реала» Кейруша:

Привычная манера Аймара – проходы через середину с дальнейшим стремлением заигрывать края. Попытка наказать соперника за сочетание в центре (Бекхэм-Камбьяссо), вел игру на стартовом отрезке, был практически везде. Обилие звезд в составах, но сам матч скоростной и жесткий, с фейерверком стыков. Предвестник будущих проблем: чересчур активное начало, травма и ранняя замена.

Фланги – скорость и отвага той «Валенсии». К сожалению, именно в этот период Пабло начал сталкиваться с возрастающим количеством травм. Аналогичное распределение игрового времени по второму чемпионскому сезону:

24 гола Мисты в сезоне-2003/04, ассортимент на краях, привычная опорная балка группы атаки (Бараха + Альбельда) – лишние доказательства того, что Аймару было с кем играть под общим знаменателем. С точки зрения тактики Аймар был отдельной единицей внутри структуры, часто единственным со свободой передвижения, у него был допуск в каждую зону поля.

Задача Альбельды и Барахи – война в окопах, рукопашная. Творческая лаборатория «Валенсии» располагалась этажом выше (Аймар + края + форвард).

Оборону тех команд журнал World Soccer описал как take-no-prisoners («пленных не берут»). В финале Кубка УЕФА нападающий Миста выделил именно эту мелочь: «Мы все помним первые минуты матча и столкновение Дрогба и Роберто Айялы. В единоборстве на старте игры Айяла выставил локоть и Дрогба все понял: мы начали выигрывать финал с той крошечной детали». Девизом самого Мисты, которому соответствовали все в команде, от Канисареса до Аймара, было «отдай все, ничего не оставь себе».

Финал Кубка УЕФА с «Марселем»:

Аймар вышел мучить движением уставшего и оставшегося после удаления Бартеза в меньшинстве соперника. Действия в условиях плюс одной пустой зоны, добавил контроля над игрой при счете 2:0.

До эпохи Бенитеса двоевластие «Барселоны» и «Реала» было разрушено лишь 2 раза из предыдущих 17 сезонов. После нее – однажды, «Атлетико» Симеоне.

Выиграть дважды за три сезона – достижение исключительное, это как сорвать джек-пот в лотерею в голодный год. «Было приятно на равных сражаться против двух великих команд Испании на протяжении целых пяти лет», – сказал Аймар, покидая «Валенсию».  

Аргентина Бьелсы – уникальный опыт. Марсело повлиял на Аймара, несмотря на провал на ЧМ

С точки зрения карьеры в сборной выделяется чемпионат мира 2002 года, главное разочарование.

На турнир Марсело Бьелса привез не только сильный состав, но и традиционную дотошность: 1800 VHS-кассет, данные обо всех потенциальных соперниках на турнире. Безмятежность, расслабленность, шутки и гармония царили в тренировочном лагере.  

Победа над Нигерией, поражение от англичан, решающая схватка со Швецией. Херман Бургос, Айяла, Верон, Симеоне, Пласенте, Гальярдо, Кили Гонсалес, Креспо и Каниджа не попали в стартовый состав Аргентины в тот роковой день. Рикельме, Савиола и Д’Алессандро и вовсе не поехали на турнир. Состав был таким (традиционная тяжесть десятого номера аргентинцев – на Ортеге):

Даже в прочтении схемы Бьелсы (3-3-1-3) выбивается из ряда та самая единичка, внутриструктурный элемент. В первых играх им был Верон, со шведами – Аймар, в помощь которому справа смещался Ортега.

Аймар изо всех сил пытается сделать работу Верона лучше Верона, Сорин и Дзанетти превратились в крайних форвардов, шведы в крепости.

В перерыве Марсело сказал команде: «Продолжайте играть так же, и мы обязательно забьем. Я не хочу ничего менять». Аргентина билась до последнего, 1:1. Обратная дорога с матча прошла в атмосфере гробового молчания.

Бьелсу упрекали в догматизме: слепая приверженность 3-3-1-3, никаких Креспо + Батистута одновременно. В команде звезд так и не нашлось одного и явного игрового лидера, которым чаще всего видели Верона. Так случается: в колоде тузов не нашлось джокера.

«Это была катастрофа, и я единственный, кто виноват, – первая реакция Бьелсы на вылет с турнира. – Участие каждого игрока в моей игровой идее было безупречным. Ни к кому нет никаких нареканий». Пока команда обедала, тренер пересматривал матч, формулируя неутешительный диагноз: «У меня был отличный материал, но мне не удалось превратить его в команду мечты».

Спустя годы Аймар скажет: «Мой самый печальный день в футболе – та ничья со Швецией и вылет с чемпионата мира».

«Бьелса и Пекерман – прежде всего не тренеры, а люди, оказывающие влияние на других, обучающие. Они оставляют свой след и в этом их главная особенность. Главный урок от Бьелсы – то, что вы делаете, несете людям, важнее того, что вы им говорите. Марсело делает все, чтобы вы стали лучше: вникали в суть, понимали игру, расположение на поле, как работать без мяча», – отмечал Аймар.

Пабло Сесар Аймар родился в 1979 году, на волне чемпионата мира 1978 года, поэтому одно из своих имен получил в честь другой влиятельной фигуры, Сесара Менотти: «Он очень мудр, может передать вам спокойствие даже в ситуациях, когда кажется, что мир уходит из-под ног. В критической ситуации Менотти просто говорит вам: «Успокойся, ничего не случилось». 

Завершающий этап в «Валенсии»: проблемы и травмы

После завершения карьеры Аймар рассказал про свои травмы: «Самая тяжелая – последняя и хроническая, пятки. Ее я получил в «Бенфике» и едва мог ходить. Поля в Европе были замечательные: их поливали, они быстрые, но также и чересчур жесткие, это сказалось на моем теле.

Очень долго мучился с травмой паха. Она залезает тебе в голову, а затем ее так сложно достать оттуда. Сейчас многие ребята делают так много упражнений, которые помогли бы мне в то время. Сильная боль появилась еще в 2004 году. Я справлялся с этим, пока мог терпеть. Только затем лег на операцию, уже в «Сарагосе». Цена – звание олимпийского чемпиона, завоеванное с Аргентиной. Ведь Бьелса однозначно взял бы на победный турнир в Афины Аймара, если бы только тот был здоров.

Тем временем в «Валенсии» Клаудио Раньери сменил Бенитеса и не только ограничил свободу движения Аймара, но и предпочитал использовать его в качестве флангового игрока или со скамейки, сделав ставку на новых людей. С итальянцем у Пабло было больше всего противоречий: «Он смотрел на футбол иначе, чем я. Но это не значит, что я был прав, а он нет. У него прекрасная карьера, чего стоит только победа с «Лестером».

Против «Барселоны» Райкарда:

Второй пример из сценария «владение против контратак» (60 на 40 в пользу «Барселоны»). Задачи: продвижение мяча на ведении и помощь Давиду Вилье. Много игры в холостом режиме (ожидание перехода мяча), поиск единичных возможностей и мелких погрешностей соперника.

При Кике Флоресе Пабло показывал скорее мимолетный класс, в нем было значительно меньше внутренней уверенности, пришла пора искать новый вызов. Он мог оказаться в «Ливерпуле», но решил, что перезагрузить карьеру будет лучше в наполняющейся амбициями «Сарагосе».

В «Сарагосе» зажигал с Д’Алессандро и Милито – и вылетел

Первый сезон сложился как нельзя лучше. Аргентинский костяк из братьев Милито, Аймара (11 миллионов евро) и Д’Алессандро на время утолили выросшие аппетиты «Сарагосы».

Против «Севильи» Рамоса:

Две фланговые, миниатюрные десятки (170 и 174 см) в узких и достаточно свободных позициях – Аймар (правша слева) и Д’Алессандро (левша справа). Множественные развороты атаки в середину, вплоть до того, что оба фланговых сходились в одной зоне в центре. По очереди вели игру команды (включая исполнение стандартов) плюс бесконечные смещения.

Игра при равном владении с сильнейшей «Севильей» (ничья до 82-й минуты). Гол + пас Александра Кержакова. Забавный факт матча: правый защитник «Севильи» Дани Алвес пробрасывает мяч между ногами у долговязого опорника (!) «Сарагосы» (!!) Жерара Пике.

Первый сезон в «Сарагосе» – это 11 голевых передач, равномерно поделенные полномочия по обострению с Д’Алессандро и убойная связка с Диего Милито, ставшего вторым бомбардиром сезона после Руда ван Нистелроя.

«Игра с Аймаром и Д’Алессандро в «Сарагосе» была выдающейся. Нам было очень весело на поле, а когда ты профессионал, это случается нечасто, потому что всегда есть большой спрос на результат. Но они все упростили», – ответил Диего Милито на вопрос о лучшем атакующем полузащитнике, с которым его сводила судьба.

Против «Реала» Капелло:

Сила чемпионата заключалась в том, что на минимальном промежутке времени Аймар мог сначала столкнуться с фланговым дуэтом из молодых Дани Алвеса и Хесуса Наваса, а уже через матч бегать против сочетания из Серхио Рамоса и Дэвида Бекхэма. Своими смещениями Пабло и Д’Алессандро открывали бровки фланговым защитникам. Назовем это «дублем Аймара»: голевой пас + заработанный пенальти.  

Однако измученная финансовыми проблемами и управленческим бардаком «Сарагоса» рухнула с 6-го места на 18-е во втором сезоне Аймара и вылетела в Сегунду. Пабло мучился с травмами и провел всего 22 матча, произошло 4 смены главного тренера, ходили слухи о прямом конфликте Пабло с Д’Алессандро на тренировке. В дальнейшем Аймар опроверг серьезный конфликт. По его словам, был эпизод, который случается сотнями за карьеру, мгновенно разрешенный на словах, в раздевалке.

«Это было паршиво. Была большая дезорганизация. Мы даже не понимали, во что играем», – рецензия на вылет от Пабло.

Аймар блистал в «Бенфике» – лучший игрок, которого когда-либо тренировал Жорже Жезуш

Несмотря на тяжелый второй сезон в «Сарагосе», полузащитника не только хотел вернуть родной «Ривер Плейт», но и множество других клубов предложили ему контракт. Забавную историю рассказал бывший ведущий скаут «Бенфики» Жозе Боту:

«Руи Кошта и я очень любили Аймара. Пришло время, когда я сказал ему: «О, Руи, посмотри: «Сарагоса» вот-вот вылетит». И он говорит мне: «Отличное время, чтобы заполучить Аймара».

Затем каждое воскресенье мы обменивались сообщениями, посвященными поражениям «Сарагосы» (смеется). Бедные ребята, но мы каждый раз надеялись, что они проиграют и вылетят, а мы заберем у них Аймара. Так что иногда ваша работа – это не вопрос скаутинга, а понимание возможностей. Оказаться в нужном месте со своим предложением, сделать это раньше других – такая же часть нашей работы».

Перейти в «Бенфику» было прекрасным решением для Аймара.

Только что вышедший в отставку и ставший директором клуба Руи Кошта летал к Пабло домой, чтобы убедить его перейти в «Бенфику» и унаследовать его десятый номер. Помимо силы личного убеждения, в Лиссабоне Пабло ждал знакомый ему тренер – Кике Флорес.

Но главная встреча этого этапа карьеры была впереди – тренер Жорже Жезуш. «Для меня футбол состоит из двух очень важных компонентов: научного и артистического. Аймар – это искусство, которое отличает всю человеческую деятельность, не только футбол», – делился впечатлениями от работы Жезуш. Впоследствии тренер признался, что аргентинец – лучший игрок, которого он тренировал.   

Один из главных советов, которые Аймар получил от него, звучал так: «Великие игроки не беспокоятся. Они не прячутся, но и не тревожатся. Так что те, кто обретает душевное спокойствие во время игры, получают огромное преимущество. Это помогает делать правильный выбор».

Тренер считал Пабло своим помощником на поле и в раздевалке. Давид Луиз признавался, что своему умению начинать атаки во многом обязан Пабло: однажды Аймар пригласил его в комнату, начал показывать видео и объяснять бразильцу, как правильно пасовать, где выбирать короткий или длинный вариант. По совету Пабло Руи Кошта приобрел Хавьера Савиолу (и это предложение даже звучит прекрасно).

Финал Кубка Лиги с «Порту»:

Меньше движения в глубину, акцент на действиях в финальной трети поля. Больше включений в штрафную площадь, находился ближе к форварду. Множество дуэлей с защитниками и опорниками соперника (вплоть до прямых конфликтов, взаимные фолы), работы в прессинге. 

В сезоне-2009/10 формула успеха «Бенфики» формулировалась так: Аймар + Ди Мария + Савиола = прекрасный сезон Оскара Кардосо (47 матчей, 38 голов). Болельщики «Бенфики» адаптировали песню фанатов «Валенсии» про Аймара («Давай, Паблито Аймар, слава вернется / Как Кемпес и Пьохо…») на португальский лад, заменяя имена Кемпеса и Клаудио Лопеса на Эйсебио и Руи Кошту. «Очень высокая планка, это придает мне мотивации», – признавался аргентинец.

Против «Порту» Виллаш-Боаша:

Матч против «Порту». Средний возраст команд – 24 года и 25 лет. Любимая позиция Пабло (в ромбе), но он получает мало мячей в ноги. На 3-й минуте Аймар повис на желтой карточке за споры, на 7-й в подкате идет на Фалькао и рискует удалиться, самоотдача зашкаливает. Он всегда понимал важность подобных матчей.

Давление «Порту» заставляло оборону «Бенфики» выходить через длинный пас, минуя Аймара. «Бенфика» делала акцент на флангах Сальвио и Гаитана. Пабло поменяли в перерыве, ведь если у аргентинца не было мяча – тебя переигрывают, пора менять правила игры. Подкаты, командные танцы после голов, открытый огонь на трибунах, град предметов на подающего угловой игрока, 2 пенальти и удаление, стыки, локти, скорости – атмосфера большого португальского матча.  

«Мне понравилось тренироваться у Жезуша. Понравились упражнения, объяснение ситуаций, страсть, с которой он жил футболом. Я многое у него взял, когда стал тренером. Он говорил нам: «Тот, кто изобрел это упражнение, для чего-то это сделал». Футболисту на самом деле редко объясняют, для чего конкретно ему нужно то или иное упражнение. Но ведь именно это объяснение и заставит игрока выполнять его максимально хорошо. Ты выполняешь и чувствуешь себя счастливым. Сама игра в футбол – ради этих ощущений, во время и после», – делился впечатлениями от совместной работы Пабло.

Как-то эксцентричный Жезуш увидел тренировку от Аймара и Савиолы в первом сезоне и выдал: «Наконец-то: с такими игроками все увидят, что я хороший тренер». И добавил: «Когда я приехал сюда, то сказал, что могу выиграть титул. Познакомившись с командой, я понял, что это будет намного проще, чем я думал».

У Жезуша дотошная натура, он подробен в инструкциях и помешан на мелочах (такой тип тренера часто называют detalhista). Вот пример истории от бывшего игрока Давида Симао: «В упражнении нам не хватало левого защитника. Эту позицию занял один из вратарей. В процессе Жезуш начал пихать ему за неправильное исполнение задания. Реакция команды была примерно такой: «Да он всего лишь вратарь?!».

И вот у этого тренера Аймар был примером для остальных. «Он не любил повторять, считал, что если ты в «Бенфике», то тебе не нужно объяснять вещи, понятные на уровне 3-го дивизиона (дословно: «тут тебе не «Пасуш де Феррейра»). Уровень высокий, спрос высокий, поэтому он часто говорил Аймару: «Разница между тобой и остальными в том, что мне не нужно ничего тебе объяснять, ты и сам все знаешь. А есть те, которые не понимают и со второго-третьего раза», – объяснял Симао.

Воспоминания Рубена Аморима, бывшего партнера Пабло и одного из самых перспективных тренеров страны прямо сейчас (выиграл чемпионат со «Спортингом», опередив в том числе «Бенфику» Жезуша), во многом совпадают с позицией Симао. «Жезуш – утомительный тренер, он вываливает на игроков тонны тактической информации, загружает игрока ей, он – перфекционист. Уровень спроса – высочайший. Пожалуй, что с Жезушем вам нужно перестраивать состав каждые два года».

На вопрос о самом умном игроке, с которым ему приходилось играть, несколько лет назад Аморим ответил: «Пабло. Аймар был очень умен. Жоау Моутинью тоже очень умен, потому что лучше всех умел скрывать свои недостатки. Но, как уже сказал, лучшим был Аймар: он умел двигаться, понимать пространство. Это игрок, за которым нужно было наблюдать обязательно. Смотри и старайся делать то же самое. На самом деле, я думаю, что если вы поговорите с бывшими игроками «Бенфики», да даже и с самим Жезушем, он скажет вам, что многое взял от Аймара. Сегодня в «Спортинге» есть, например, Бруну Фернандеш и наверняка в тренировках по-прежнему есть многое из того, что Аймар привнес в нашу команду тогда. Мистер всегда замечал мелочи, которые делал Аймар, он был другим игроком».

И очень хорошо, что Рубен продолжил мысль о влиянии Аймара на Жезуша, расшифровал ее: «Жорже не очень общительный в жизни человек, достаточно резкий, максимум общения – на тренировках. Он прививал нам мелочи: самый сильный или самый слабый пас в той или иной ситуации, как получать мяч, какой ногой, как разворачиваться. Есть целые упражнения, которые Мистер вводил уже после Аймара, но, как я понимаю, они шли от Пабло. То есть оно не называлось в честь Аймара, но он хотел, чтобы его игроки делали то же, что сделал бы Аймар. Это было то, что входило в его тренировки. Однажды вы с ним поговорите, и я уверен, что он вам признается в этом».

Карлуш Мартинш однажды проговорился и сказал, что у той «Бенфики» было сразу 4 капитана: Аймар, Макси Перейра, Луизао и Кардосо. Когда Жезуш перебарщивал с методами, можно было обзвонить их всех и узнать мнение раздевалки, согласна ли она с отношением тренера.     

Поздний период Пабло в «Бенфике» – лицо ребенка и мышление ветерана. Он играет в той же манере и на классе эпизодов, но хватает его на все меньшее количество минут: привычные уже травмы, переходящие в разряд хронических, снижение физической готовности. Аймар покидает «Бенфику» фаворитом болельщиков.

Кратковременный период в Малайзии наталкивает на мысль: пора домой, в «Ривер Плейт».

Возвращение в «Ривер Плейт», дружба с Рикельме, завершение карьеры

Правило спорта: с соперником можно справиться, травмам рано или поздно проигрывает большинство, а времени – абсолютно все.

По возвращении серьезное повреждение лодыжки выбивает Пабло на 4 месяца. Вместо рестарта через пятнадцать лет получилось лишь 15-минутное прощание под стоячие овации зрителей.

«С Гальярдо все было абсолютно искренним. Я и сам бы не включил себя в список на Кубок Либертадорес. Не люблю делать что-то наполовину и занимать чье-то место, мое будущее зависит от семьи. Я не хотел одолжений, всегда был профессионалом. Мне нравится хорошо играть в футбол, делать это должным образом, а не ходить пешком. Я устал от противовоспалительных препаратов, таблеток, шприцов, хромать на тренировках», – грустная и справедливая реплика Пабло о завершении карьеры. Полузащитник не захотел занимать место в заявке какого-нибудь 16-летнего паренька, решил не перекрывать кислород, путь в основу кому-то из воспитанников, гипотетическому будущему Аймару.

Травмы настолько измучили Пабло, что после завершения карьеры он не мог играть еще 6 или 7 месяцев.

Прощаться пришлось дважды, еще и в родном городе Рио-Куарто два года спустя, с семьей и 12 тысячами зрителей на трибунах, братом на поле, в составе местного «Эстудиантеса»: «У меня была долгая карьера по всему миру. Ана подарила мне четырех прекрасных детей. Я хочу поблагодарить своих родителей, брата и народ Рио-Куарто. Знаю, что пришел Марсело Бьелса, как тут не волноваться. Он был одним из моих лучших тренеров, человеком, который не ставил результат превыше всего. Мы пришли к нему как игроки, и стали лучше. Я прощаюсь, играя в моем городе, в «Эстудиантесе», бок о бок с братом. Заканчиваю там, где все началось».

Аймар заявил, что не ожидал появления тренера, думал, что это кто-то похожий, но позднее добавил: «Если честно, этот жест уважения – типичный Бьелса».

С Рикельме они обнимались после каждого Суперкласико, ну и пусть что играли за непримиримых противников.

Даже в юности разница между ними читалась в интонациях аргентинских комментаторов. Если Рикельме – это протяжное и респектабельное «Ромаааааан!!!» на выдохе, то Аймар – это пулеметное «Паблито! Паблито! Паблито!» нескончаемой скороговоркой.

Суть Рикельме – классика того периода: важно время на мяче и способность его создать, сила калькулятора в голове. Аймар – десятка от движения, искр, спонтанности, которая бежит к партнеру, чтобы сделать работу по обострению лучше него и снова нырнуть в тень. Пабло не отмерял каждый пас линейкой, это территория Романа. Риск – стихия Аймара. Рикельме была нужна эта стадия разработки передачи, фотография диспозиции; Аймар же – это: «Мне весело! Где мой мяч? Не вижу ваших открываний!». Стиль Романа запомнили уникальным, но в том числе и по его недостаткам, главный из которых – игра без мяча (вплоть до эпитетов вроде «эффективный только тогда, когда ему позволено»).

«Мне не нравятся сравнения, не только наше с Рикельме, но и в принципе между двумя игроками. Я никогда не понимал людей, которые хвалят одного и убивают другого, это очень аргентинская черта. Если я был одним из тех, кого сравнивали, то просто не лез и не читал подобное. Мы проводили много времени вместе, в молодежных сборных, тренировались, ужинали все вместе. При чем тут игра против кого-то? Он играл в «Вильярреале», я в «Валенсии». Игра заканчивалась, и мы стояли у двери раздевалки и болтали, когда все уже разошлись. Либо он ужинал у меня дома, либо наоборот», – подвел итог Пабло.

«Аймар многому меня научил. Единственное, чего нам не хватало, – совместной игры на клубном уровне. Я не смог убедить его перейти в «Вильярреал», – вспоминал Рикельме.

«Это было бы замечательно, но я не перешел в «Вильярреал» потому, что нам нужно было бы попросить второй мяч в связи с тем, что первый ты бы никому не отдал», – отшутился Аймар.

Главный итог: равенство в умении сочинять разную красоту.      

Пара важных цитат от Пабло

Про Марадону: «Для тех, кто родился в 70-е и 80-е годы, он был символом. К тому времени уже были супергерои, Человек-Паук, Бэтмен и другие, но мы хотели быть похожими на Марадону. Нам покупали его футболку, а не костюмы супергероев».

Про изменения: «Мы последнее поколение, которое смотрит футбольные матчи полностью».

Про лучшего партнера: «Хавьер (Савиола, не давая закончить вопрос)». Статистика юных Аймара и Савиолы в сезоне-1999/2000: первый – 41 игра (16+10), второй – 43 игры (22+12).

Про тяжелейшего соперника: «Макелеле. Он отбирал у тебя мяч, а ты даже не понимал этого».

Лаура (сестра Пабло): «Знаете его любимую фразу? «Не зря нам дано два уха и один рот».

Рикардо (отец Аймара): «Все, что связано с деньгами, мы решаем семьей. Все, что он зарабатывает, Пабло отправляет в Рио-Куарто, там мы решаем, куда инвестировать средства».

Сейчас Аймар тренирует Аргентину до 17 лет – и иногда философствует

Завершив карьеру игрока, Пабло стал учиться и был назначен главным тренером юношеской сборной Аргентины. Жизнь циклична: он стал Пекерманом для новых Аймаров. Вот часть того, что он пытается донести до парней:

• «Убежден, что футбол – это не про «что», а про «когда». Лучшие футболисты не только делают все хорошо, но и выделяются тем, что знают, когда что-то делать»;

• «Конечно, мы ошибаемся»;

• «Футбол – это игра, которая часто превращается в беспорядок»;

• «Все мы помним истории и моменты, и это главное, что оставляет вам футбол. Истории дружбы».

• «Мы стараемся заставить парней играть так, чтобы мяч не был проблемой, чтобы они от него не избавлялись»;

• Основы на примере агрессивности центральных защитников: «Если мы дадим им инструкцию типа «давай просто выбивать мяч, давай играть длинными передачами, чтобы получить результат», то когда у них появится тренер, который попросит их играть более смело, они просто не смогут этого сделать. И наоборот: если в 25 лет случится обратная ситуация, тренер подойдет к ним и попросит играть длинными передачами, ничего страшного не произойдет, нет ничего проще»;

• «Система игры во многом связана с теми парнями, которым мы хотим дать минуты».

Итог

Аймар, в отличие от автора, не подвержен ностальгии, он не смотрит свои старые матчи. Однако независимо от возраста важно не забывать героев прошлого: уважая современный футбол, помнить его иным, с привкусом детства/юности. Обращаясь к тем временам, учишься не делить игру на эпохи и плевать на сравнения (футбол был другим, ты сам был другим).

Рано или поздно возвращаешься к истокам, как поступил сам Аймар после завершения карьеры: просто арендовал поле по вторникам и играл с друзьями юности. «Ну уж нет: чтобы я прекратил играть, вам вообще не стоило изобретать футбол. В него нельзя играть так, как будто ходишь в офис», – выразил суть своей любви к игре Аймар.

Совершенно не зря говорят, что поиск нового Марадоны – национальный вид спорта в Аргентине. Не получилось не только у Пабло. Есть и второй вид: существование между полюсами Менотти и Билардо, «талант против сырой от пота футболки», но к Аймару он имеет меньшее отношение, тут выбор очевиден.  

Его наследие – это стиль игры, сам футбол, оставшийся нам на память, а не количество титулов или размер нереализованного потенциала. Художников на поле любили во все времена, но у Аймара еще и кисточка была очень тонкой. Он нес штрихи, его ценили за раритетные касания в дриблинге и передачи с дарственной подписью, за то, что частенько пропускал пункты в футбольных инструкциях типа «Как играть правильно».

«Моменты, когда я был полностью здоров, были захватывающими. Затем травмы сильно мешали мне, пришлось меняться», – так Пабло ответил на вопрос, насколько травмы ограничили его потенциал.

От силы ранней магии в «Ривере» и «Валенсии» Аймару трудно избавиться до сих пор: его и в 40 лет продолжают величать Паблито.

Связка Руни и Роналду (Roonaldo) – мощное сочетание таланта и игры на команду. Они работали друг на друга и были инструментом системы Фергюсона
Футбол пары Бергкамп-Анри – искусство. Они идеально дополняли друг друга (и при необходимости даже менялись ролями)

Фото: East News/AP Photo/Fernando Bustamante, AP Photo/Daniel Luna, AFP PHOTO/CRIS BOURONCLE; Gettyimages.ru/Alex Livesey/Allsport, Firo Foto, Tim De Waele, Valerio Pennicino, Clive Rose, Patricia de Melo/EuroFootball; globallookpress.com/AFLO; East News/Daniel Luna, via www.imago-images.de/www.imago-images.de

Источник: http://www.sports.ru/

Оставить ответ